Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 17:16
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

В категории материалов: 57
Показано материалов: 31-45
Страницы: « 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию
С внедрением в крестьянское строительство стропильной конструкции изменяется облик избы, меняется отчасти и характер её украшения; наряду с двухскатной формой крыши появляются трёх- и четырёхскатные. При самцовой конструкции бревенчатый щипец кровли составлял одно целое со стеной избы, а украшения в виде свешивающихся причелин и подвесков как бы подчеркивали это единство «лица» избы. При стропилах, заменивших самцовые бревна, щипец закрывался досками, треугольник кровли как бы отделялся от стены и новые украшения как бы подчёркивали это отделение. В оформлении щипца наподобие фронтона классической архитектуры и фасада дома заметно влияние города и помещичьих усадеб: причелины делаются в виде узкого карниза, обращенного наклонно к внутренней части щипца, и обрезаются вровень с краями крыши. Весь треугольник кровли равномерно с трёх сторон выступает над стенами дома, центральная резная доска, помещённая непосредственно у основания треугольника кровли, как бы повторяет фриз, угловые выступы венцов иногда прикрываются вертикальными досками в виде пилястров. В сюжетах резьбы часто встречаются мотивы классического орнамента: вазоны, триглифы (тройные или двойные параллельные выемки), розетки, аканфоподобные листья и пр.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1439 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Значительное количество резных деталей связано с украшением верхней части дома, то есть его щипца (фронтона), который всегда украшался наиболее пышно. Характер деталей обусловлен типом конструкции кровли. В связи с этим украшения прошли в основном два этапа своего развития: наиболее архаичный тип украшений соответствовал самцовой конструкции кровли и более поздний — стропильной. Самцовая конструкция кровли является одним из древних видов конструкции крестьянского дома. Трудно точно сказать, когда она возникла, но уже в XVII веке эта конструкция широко применялась на постройках центральных и северных районов России. В крестьянском строительстве ею пользовались до середины прошлого века.
МУЗЕЙ | Просмотров: 3565 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Деревянная резьба с глубоким, выразительным рельефом узоров издавна встречается в искусстве многих народов нашей страны. Немало резных изделий хранится в музеях, а накладную резьбу на старых деревянных домах можно ещё встретить в городах Центральной России, на Урале, в Сибири. Ею украшены лобовые и торцевые доски, светёлки, наличники, фигурные очелья ворот и калиток, отчего дома выглядят нарядно, празднично, как терема.
МУЗЕЙ | Просмотров: 2106 | Author: А.ХВОРОСТОВ |

Поражает необычайно широкий круг нарядно украшенных предметов крестьянского быта XIX века, которые были изготовлены из дерева. Почти все процессы женского труда сопровождали предметы искусства.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1387 | Author: КРУГЛОВА О. |

Из деревянных предметов быта и орудий труда лучше всего сохранилась прялка — предмет, на котором человек издавна делал нитки. Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины — с юности и до глубокой старости. В её художественное оформление вложено много душевного тепла. Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты. И тогда в украшение этого предмета, который парень подносил нареченной в знак любви и уважения, вкладывались не только мастерство и талант, а и все те высокие помыслы и стремления, мечты о прекрасном, на которые способна юность. Иногда прялка делалась для молодой жены, иногда прославленный и многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери. И в каждую из них чаще всего неизвестный нам мастер вложил частицу своей души художника.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1318 | Author: КРУГЛОВА О. |

Произведениями подлинного большо­го искус­ства напол­нен был каж­дый крестьян­ский дом, который и сам очень часто был прекрасным памятником деревянной архитектуры. Сани и дуги, сундуки и люльки, прялки и швейки, вальки и трепала, ковши и солоницы искусно украшались резьбой и росписью. Большое значение в русском деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Наиболее яркой страницей этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья. Избы, нарядно «одетые» резьбой, напоминают сказочные терема. Узорные доски с сочной, высокой рельефной резьбой с заглубленным фоном подчеркивают и выявляют конструктивные особенности сооружения. Контрастируя с бревенчатой постройкой, узорные доски уже издали выявляют основные объёмы — глубина западающего в тень фронтона подчеркнута ярко освещёнными крыльями, светёлочный проём окаймлён рельефной рамой наличника, под лобовой доской идут широкой орнаментальной полосой наличники окон, торцовые доски четко ограничивают края сруба, резные очелья ворот и калитки, нависая над полотнами створок, завершают фасад этого выразительного архитектурного комплекса.
МУЗЕЙ | Просмотров: 2326 | Author: КРУГЛОВА О. |

Лиственницу, сосну, ель, березу, клен и многие другие породы деревьев человек с давних времен использовал для изготовления всего, что было необходимо в его быту. Из дерева рубили жилище и все хозяйственные постройки вокруг дома, создавали скульптурные изображения богов, воздвигали храмы, сооружали большие и малые суда, делали мебель, почти все орудия труда, мастерили посуду и детские игрушки. Это был самый доступный, прочный и легко поддающийся обработке материал. Не последнее место среди перечисленных достоинств играла и красота материала — его разнообразный цвет и естественный узор древесины, которые так превосходно умели использовать мастера в своих поделках.
МУЗЕЙ | Просмотров: 949 | Author: КРУГЛОВА О. |

Русские люди, независимо от имущественного состояния, издавна украшали своё жильё. Конечно, купеческие дома украшены богаче, но и дома бедняков украшены весёлым узором наличников, причудливыми крылечками и забавными коньками.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1473 |

С древних времен прялка была предметом большого' внимания крестьянки. Девушка, достигнув возраста, когда она начинала заниматься прядением, покупала или получала в подарок соответствующее по размеру донце. Прялку, как символ домашнего благополучия, обычно дарил невесте жених, стараясь приобрести донце покрасивее, а если он сам был мастером, то, конечно, стремился вложить все свое уменье в декоративную обработку прялки.
МУЗЕЙ | Просмотров: 964 | Author: АВЕРИНА В. |

Тканье холста, пестряди составляло основное занятие женской части деревенского населения, которым занимались в зимнее, свободное от полевых работ время. Ткацкий стан занимал значительное и наиболее светлое место избы. Поэтому вполне естественно, что у мастера возникало желание приукрасить ткацкий стан, как и другие предметы крестьянского ремесла и домашней утвари, резьбой и тем самым скрасить его грубые и тяжелые формы.
МУЗЕЙ | Просмотров: 785 | Author: АВЕРИНА В. |

Вальки и рубели для мытья и катанья белья имели большое распространение в домашнем обиходе не только крестьянского, но и городского населения. Небольшие по размеру, вальки и рубели делались гладкими, но как и многие другие предметы домашнего обихода украшались резным орнаментом, который представляет интерес по художественным качествам их декоративной формы. Дешевые по своей стоимости, эти предметы, отслужив свой срок, обычно сжигались, а поэтому в домашнем быту наиболее долго хранились лишь вещи, сделанные на память в качестве подарка.
МУЗЕЙ | Просмотров: 905 | Author: АВЕРИНА В. |

«Прелесть и своеобразие исторического города в том, что он создан не по единому замыслу, а развивается постепенно, словно вырастая наподобие живого организма. Особенно это проявляется в городах со сложным рельефом, к каким относится и Городец. Преобразования первой половины XIX века в области регулирования застройки не коснулись его… неудобицы оврагов и косогоров не позволяли создать регулярную сетку улиц и кварталов.
МУЗЕЙ | Просмотров: 833 | Author: ЛИСИЦЫНА А.В. |

Своеобразие расположения построек Верхнего Поволжья заключалось в том, что дом щипцом кровли выходил на улицу. Рядом с ним, несколько дальше от улицы, строился двор с воротами, обращенными сюда же. Крыльцо обычно выходило во двор, поэтому ворота имели отдельный вход и въезд и также украшались резьбой.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1602 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

На протяжении XVIII- первой половины XIX века Волга с её притоками сохраняла значение важнейшей торговой магистрали. Крупнейшим центром, находившимся на пересечении торговых путей, водных и сухопутных, был Нижний Новгород с его ярмаркой. Сюда прибывали товары из различных концов России: севера и юга, Украины и Урала, Сибири и Азии.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1464 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Среди памятников русского крестьянского зодчества постройки Верхнего Поволжья занимают видное место, издавна выделяясь богатством своих украшений. На широкое распространение архитектурной резьбы, составлявшей, по словам очевидца, «характеристический тип» крестьянского дома, обратили внимание ещё в начале XIX века; путешественники писали о ней в своих путевых записках, зарисовывали её варианты в свои дорожные альбомы.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1297 | Author: ПРОСВИРКИНА С. |