Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 18:05
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

В категории материалов: 57
Показано материалов: 16-30
Страницы: « 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию
Обрамления окон в сооружениях северо-западной части Горьковской области (выше г.Горького) отличаются богатством резного убранства. Композиция венчающей части наличника позволяет покрывать её пышным орнаментом. Резьба сосредоточена в основном на карнизе, фризе и в значительно меньшей степени — на подоконной доске. Богатству резного декора этих элементов противостоит простая филёнчатая обработка ставен.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1061 | Author: БИБИКОВА И., КОВАЛЬЧУК Н. |

Резьба на фризовых досках в основном строится на растительном орнаменте, заполняющем в виде волнистого побега всю плоскость доски, ширина которой, её большая протяжённость позволяют народным мастерам создавать богатые и сложные композиции. Здесь художники-резчики получают широкий простор для проявления творческой фантазии и мастерства. Они отходят от декора классических зданий и передают орнаментальные мотивы древнерусского искусства, идущие из глубины веков. Кроме растительного орнамента, занимающего основное место в резьбе фризовых досок, важное значение получают изображения сказочных и фантастических существ, а также надписи и даты.
МУЗЕЙ | Просмотров: 991 | Author: БИБИКОВА И., КОВАЛЬЧУК Н. |

Фронтоны сооружений и светличные окна привлекают особое внимание народных мастеров декоративной резьбы. Эта важнейшая часть в композиции здания, его корона, почти всегда богато украшена барельефной резьбой.
МУЗЕЙ | Просмотров: 905 | Author: БИБИКОВА И., КОВАЛЬЧУК Н. |

В развитии искусства домовой резьбы Поволжья можно наметить несколько этапов, которые тесно связаны с развитием народного зодчества. Эта неразрывная связь декоративных и архитектурных форм является характерной чертой творчества народных мастеров.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1384 | Author: БИБИКОВА И., КОВАЛЬЧУК Н. |

Изображения фантастических животных, характерные для глухой резьбы Поволжья, имеют прообраз в мотивах звериного орнамента древнерусского искусства. Подобные изображения встречаются в XII и XIII веках на барельефах владимиро-суздальских храмов. Не только иконографический строй барельефов, но понимание и передача художественной формы и даже трактовка отдельных деталей (грива, хвост, лапы, крылья и т.д.) сближают их с мотивами глухой резьбы.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1097 | Author: БИБИКОВА И., КОВАЛЬЧУК Н. |

Сохранившиеся памятники глухой резьбы в Верхнем Поволжье относятся к 40-80 годам XIX века.

Это было время, когда в декоративном искусстве, обслуживающем дворянские и буржуазные круги города, всё больше начинает чувствоваться падение высоких художественных традиций XVIII и начала XIX века. В народном же творчестве эти традиции ещё продолжают жить, и на их основе создаются произведения, полные глубокого национального своеобразия. Вместе с тем народные мастера, под влиянием окружающей действительности ищут и находят для её выражения новые художественные формы. Такие изменения в характере народного декоративного искусства определялись во многом изменением социального и экономического положения деревни.

МУЗЕЙ | Просмотров: 923 | Author: БИБИКОВА И., КОВАЛЬЧУК Н. |

Предметы внутренней обстановки и утварь украшались судовой резьбой реже, чем лицевая сторона дома.

Мотивы резьбы и композиция узора на предметах утвари и божницах отчасти повторяют наружные украшения дома. Так, например, верх шкафа и божниц напоминают оформление фронтона светёльчатого наличника. Они орнаментированы такими же розетками, пышными листьями, птицами. Во внутренней обстановке, так же, как и в украшениях дома, судовая резьба вытесняла старый тип орнамента, вместе с тем происходило изменение и формы предмета. Особенно наглядно это можно проследить на божницах.

МУЗЕЙ | Просмотров: 984 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

В XVIII веке возникает центр производства прядильных донец в окрестностях с. Городца, в деревнях Узольской долины: Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XIX веке по архивным документам в этой местности донечным промыслом занималось 34 семьи, в которых насчитывалось около 70-ти мастеров.
МУЗЕЙ | Просмотров: 916 | Author: ГОРЯЧЕВ В.А., АКСЁНОВА Г.В. |

Настоящим шедевром народного творчества являются резные пряничные доски. Это специфическая форма резьбы существовала во многих местах центральной России, но пожалуй только в Городце она стала подлинным искусством. Непременной технической принадлежностью для приготовления пряников служили резные доски, которыми формовали, то есть печатали лицевую сторону пряников, отсюда и название «печатные пряники».
МУЗЕЙ | Просмотров: 1667 | Author: ГОРЯЧЕВ В.А., АКСЁНОВА Г.В. |

Городец славился народными промыслами. Особенно много здесь работало плотников и резчиков по дереву, так как Городец был окружён лесами, которые давали дешёвый материал. Всё делалось из дерева: суда, посуда, ложки, солонки, детские игрушки и орудия труда.
МУЗЕЙ | Просмотров: 2193 | Author: ГОРЯЧЕВ В.А., АКСЁНОВА Г.В. |

Дворы Верхнего Поволжья, как уже говорилось, были преимущественно крытыми. Они покрывались либо на один скат, примыкавший к боковой стене дома, либо на два ската, по типу дома. В первом случае передняя сторона двора скашивалась и воротные столбы понижались к его внешнему краю, во втором они были одинаковой величины. Большой и малый входы двора имели самостоятельное перекрытие в виде фигурных арок и закрывались один — двустворчатыми воротами, другой — одностворчатой дверью.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1426 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Со второй половины XIX века, когда в крестьянском строительстве начинает применяться фабричный пилёный тес, угловые торцы брёвен, а иногда и все стены дома стали обшиваться досками. Доски, закрывавшие торцы, иногда украшались резьбой.
МУЗЕЙ | Просмотров: 870 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

В устройстве крестьянской избы происходил переход от «волоковых» окон к «красным». Волоковое окно являлось наиболее древним видом окна и представляло собой небольшое прямоугольное отверстие в стене избы. Прорезалось оно между двумя брёвнами сруба таким образом, что занимало половину толщины каждого из них. На ночь оно закрывалось с внутренней стороны деревянной доской, двигавшейся, «волочившейся».
МУЗЕЙ | Просмотров: 1953 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Оформление щипца кровли нередко заканчивалось наличником окна, богато орнаментированным резьбой. Устроенное на месте бывшего чердачного отверстия, окно первоначально было связано с расширением жилой площади крестьянина за счёт верхнего этажа, где устраивались светёлки, вышки и другие дополнительные помещения. Иногда вместо окна прорезалась дверь с выходом на балкончик, пристроенный между скатами кровли. Впервые балкончики появляются ещё в начале XIX века.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1097 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Центральная деталь украшения избы, помещавшаяся у основания щипца, имела ряд народных названий: «карнизная», «лобовая», «красная», «судовая». Каждое из них имеет свой определённый смысл. Первое название объясняется тем, что эта деталь помещалась под карнизом, защищавшим стену дома и резную доску от осадков. Название «лобовая» связано с отождествлением «лица» избы с человеческим лицом: помещалась она над окнами — «глазами». «Красная» в народной терминологии означает все красивое. Особенно интересно для нас последнее название — «судовая», так как оно показывает, что судовые украшения раньше всего стали применяться на крестьянских избах.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1479 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |