Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 16:51
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 73
Показано материалов: 31-45
Страницы: « 1 2 3 4 5 »

Сохранившиеся памятники глухой резьбы в Верхнем Поволжье относятся к 40-80 годам XIX века.

Это было время, когда в декоративном искусстве, обслуживающем дворянские и буржуазные круги города, всё больше начинает чувствоваться падение высоких художественных традиций XVIII и начала XIX века. В народном же творчестве эти традиции ещё продолжают жить, и на их основе создаются произведения, полные глубокого национального своеобразия. Вместе с тем народные мастера, под влиянием окружающей действительности ищут и находят для её выражения новые художественные формы. Такие изменения в характере народного декоративного искусства определялись во многом изменением социального и экономического положения деревни.

МУЗЕЙ | Просмотров: 923 | Author: БИБИКОВА И., КОВАЛЬЧУК Н. |

Предметы внутренней обстановки и утварь украшались судовой резьбой реже, чем лицевая сторона дома.

Мотивы резьбы и композиция узора на предметах утвари и божницах отчасти повторяют наружные украшения дома. Так, например, верх шкафа и божниц напоминают оформление фронтона светёльчатого наличника. Они орнаментированы такими же розетками, пышными листьями, птицами. Во внутренней обстановке, так же, как и в украшениях дома, судовая резьба вытесняла старый тип орнамента, вместе с тем происходило изменение и формы предмета. Особенно наглядно это можно проследить на божницах.

МУЗЕЙ | Просмотров: 984 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

В XVIII веке возникает центр производства прядильных донец в окрестностях с. Городца, в деревнях Узольской долины: Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XIX веке по архивным документам в этой местности донечным промыслом занималось 34 семьи, в которых насчитывалось около 70-ти мастеров.
МУЗЕЙ | Просмотров: 916 | Author: ГОРЯЧЕВ В.А., АКСЁНОВА Г.В. |

Настоящим шедевром народного творчества являются резные пряничные доски. Это специфическая форма резьбы существовала во многих местах центральной России, но пожалуй только в Городце она стала подлинным искусством. Непременной технической принадлежностью для приготовления пряников служили резные доски, которыми формовали, то есть печатали лицевую сторону пряников, отсюда и название «печатные пряники».
МУЗЕЙ | Просмотров: 1667 | Author: ГОРЯЧЕВ В.А., АКСЁНОВА Г.В. |

Городец славился народными промыслами. Особенно много здесь работало плотников и резчиков по дереву, так как Городец был окружён лесами, которые давали дешёвый материал. Всё делалось из дерева: суда, посуда, ложки, солонки, детские игрушки и орудия труда.
МУЗЕЙ | Просмотров: 2193 | Author: ГОРЯЧЕВ В.А., АКСЁНОВА Г.В. |

Дворы Верхнего Поволжья, как уже говорилось, были преимущественно крытыми. Они покрывались либо на один скат, примыкавший к боковой стене дома, либо на два ската, по типу дома. В первом случае передняя сторона двора скашивалась и воротные столбы понижались к его внешнему краю, во втором они были одинаковой величины. Большой и малый входы двора имели самостоятельное перекрытие в виде фигурных арок и закрывались один — двустворчатыми воротами, другой — одностворчатой дверью.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1426 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Со второй половины XIX века, когда в крестьянском строительстве начинает применяться фабричный пилёный тес, угловые торцы брёвен, а иногда и все стены дома стали обшиваться досками. Доски, закрывавшие торцы, иногда украшались резьбой.
МУЗЕЙ | Просмотров: 870 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

В устройстве крестьянской избы происходил переход от «волоковых» окон к «красным». Волоковое окно являлось наиболее древним видом окна и представляло собой небольшое прямоугольное отверстие в стене избы. Прорезалось оно между двумя брёвнами сруба таким образом, что занимало половину толщины каждого из них. На ночь оно закрывалось с внутренней стороны деревянной доской, двигавшейся, «волочившейся».
МУЗЕЙ | Просмотров: 1953 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Оформление щипца кровли нередко заканчивалось наличником окна, богато орнаментированным резьбой. Устроенное на месте бывшего чердачного отверстия, окно первоначально было связано с расширением жилой площади крестьянина за счёт верхнего этажа, где устраивались светёлки, вышки и другие дополнительные помещения. Иногда вместо окна прорезалась дверь с выходом на балкончик, пристроенный между скатами кровли. Впервые балкончики появляются ещё в начале XIX века.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1097 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Центральная деталь украшения избы, помещавшаяся у основания щипца, имела ряд народных названий: «карнизная», «лобовая», «красная», «судовая». Каждое из них имеет свой определённый смысл. Первое название объясняется тем, что эта деталь помещалась под карнизом, защищавшим стену дома и резную доску от осадков. Название «лобовая» связано с отождествлением «лица» избы с человеческим лицом: помещалась она над окнами — «глазами». «Красная» в народной терминологии означает все красивое. Особенно интересно для нас последнее название — «судовая», так как оно показывает, что судовые украшения раньше всего стали применяться на крестьянских избах.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1479 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

С внедрением в крестьянское строительство стропильной конструкции изменяется облик избы, меняется отчасти и характер её украшения; наряду с двухскатной формой крыши появляются трёх- и четырёхскатные. При самцовой конструкции бревенчатый щипец кровли составлял одно целое со стеной избы, а украшения в виде свешивающихся причелин и подвесков как бы подчеркивали это единство «лица» избы. При стропилах, заменивших самцовые бревна, щипец закрывался досками, треугольник кровли как бы отделялся от стены и новые украшения как бы подчёркивали это отделение. В оформлении щипца наподобие фронтона классической архитектуры и фасада дома заметно влияние города и помещичьих усадеб: причелины делаются в виде узкого карниза, обращенного наклонно к внутренней части щипца, и обрезаются вровень с краями крыши. Весь треугольник кровли равномерно с трёх сторон выступает над стенами дома, центральная резная доска, помещённая непосредственно у основания треугольника кровли, как бы повторяет фриз, угловые выступы венцов иногда прикрываются вертикальными досками в виде пилястров. В сюжетах резьбы часто встречаются мотивы классического орнамента: вазоны, триглифы (тройные или двойные параллельные выемки), розетки, аканфоподобные листья и пр.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1439 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Значительное количество резных деталей связано с украшением верхней части дома, то есть его щипца (фронтона), который всегда украшался наиболее пышно. Характер деталей обусловлен типом конструкции кровли. В связи с этим украшения прошли в основном два этапа своего развития: наиболее архаичный тип украшений соответствовал самцовой конструкции кровли и более поздний — стропильной. Самцовая конструкция кровли является одним из древних видов конструкции крестьянского дома. Трудно точно сказать, когда она возникла, но уже в XVII веке эта конструкция широко применялась на постройках центральных и северных районов России. В крестьянском строительстве ею пользовались до середины прошлого века.
МУЗЕЙ | Просмотров: 3565 | Author: ЖЕГАЛОВА С.К. |

Деревянная резьба с глубоким, выразительным рельефом узоров издавна встречается в искусстве многих народов нашей страны. Немало резных изделий хранится в музеях, а накладную резьбу на старых деревянных домах можно ещё встретить в городах Центральной России, на Урале, в Сибири. Ею украшены лобовые и торцевые доски, светёлки, наличники, фигурные очелья ворот и калиток, отчего дома выглядят нарядно, празднично, как терема.
МУЗЕЙ | Просмотров: 2106 | Author: А.ХВОРОСТОВ |

Поражает необычайно широкий круг нарядно украшенных предметов крестьянского быта XIX века, которые были изготовлены из дерева. Почти все процессы женского труда сопровождали предметы искусства.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1387 | Author: КРУГЛОВА О. |

Из деревянных предметов быта и орудий труда лучше всего сохранилась прялка — предмет, на котором человек издавна делал нитки. Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины — с юности и до глубокой старости. В её художественное оформление вложено много душевного тепла. Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты. И тогда в украшение этого предмета, который парень подносил нареченной в знак любви и уважения, вкладывались не только мастерство и талант, а и все те высокие помыслы и стремления, мечты о прекрасном, на которые способна юность. Иногда прялка делалась для молодой жены, иногда прославленный и многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери. И в каждую из них чаще всего неизвестный нам мастер вложил частицу своей души художника.
МУЗЕЙ | Просмотров: 1318 | Author: КРУГЛОВА О. |