Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 20:12
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » ПРАКТИКА

Технология резьбы по дереву. Этапы выполнения резного рельефа.
Этапы выполнения резного рельефа.

4/4. Отделочные операции

К отделочным операциям относятся шлифование резной поверхности, тонирование различными красителями, нанесение прозрачного покрытия, пескоструйная обработка, обжиг паяльной лампой и т.д. Поверхности вращения шлифуют наждачными шкурками в зажимах токарного станка, крупные резные плоскости — на ленточном шлифовальном станке с подвижным столом, мелкие — вручную, шкуркой, навёрнутой на деревянный брусок.

Удалив с помощью жёсткой щетинной щётки древесную и абразивную пыль, образовавшуюся во время шлифовки, можно приступить к выбранному виду обработки. При прозрачной отделке поверхность должна быть сухой, чистой и гладкой. Прозрачный слой можно получить путём вощения, лакировки или полировки. Эти виды отделочных работ можно применять каждый в отдельности и все вместе.

Следует иметь в виду, что полировка резной поверхности — очень ответственная операция, требующая немалого опыта. Иначе подтёки политуры с тампона попадут в углубления рельефа и резьба приобретает неприятный вид.

Существует несколько различных способов отделки готовой резьбы. Из прошлых веков широко известно покрытие деревянной резьбы лёвкасом (слой мела на жидком мездровом или рыбьем клею) с последующей покраской или позолотой.

Народные резчики по дереву в русских деревнях окрашивали свои произведения соком лесных ягод, вываркой различных корешков и листьев. В настоящее время для этой цели служат различного рода протравы и морилки.

Украинские мастера покрывают изделия с геометрической резьбой морилкой серого цвета (для этой цели можно использовать жидко разведённую водой чёрную тушь). Затем изделие сушат и шлифуют его поверхность до светлого дерева, а в углублениях остаются тёмно-серые геометрические и контурные узоры.

Аналогичный приём используют прибалтийские мастера, только серый тон у них приобретает широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. Возможно лёгкое покрытие жидко разведённым лаком в один слой.

Прибалтийские мастера резьбы предложили способ пескоструйной обработки резных композиций, выполненных на хвойных породах. Микропесок, вылетающий из пистолета, выбивает мягкие светлые участки годичного слоя, а тёмные остаются. Получается ребристый, полосатый рельеф.
Довольно широко распространён обжиг пламенем паяльной лампы. Тёмные смолистые участки годичных слоёв обугливаются значительно сильнее, чем светлые. На резном рельефе проступает чёткая полосатая текстура. Не надо бояться пережечь дерево. Если его поверхность обуглилась, почернела (а нужно сделать его светлее), поступают следующим образом: тщательно протирают обугленную поверхность вдоль волокон жёсткой металлической щёткой. При этом проволока щётки вычищает мягкие, наиболее прогоревшие участки годичных слоёв до светлого тона. Жесткие же участки с почерневшим гребнем начинают рельефно проступать. Если возникнет желание сделать такую рельефную фактуру более глубокой, резко выраженной, потребуется произвести обжиг несколько раз, чередуя его с прочисткой щёткой. Можно добиться и обратного цветового эффекта, когда светлыми остаются гребешки твёрдых частей годичных слоёв, а мягкие участки остаются обожжёнными. Для этого перед обжигом изделие следует смочить медным купоросом. Изделия небольшого размера можно просто опустить на некоторое время в раствор. Особенно выразительно декоративная текстура проступает при обжиге хвойных пород (лиственницы, сосны, ели). На лиственных породах (липа, осина, ольха, берёза) слои выражены слабее, поэтому при обжиге резьба лишь приобретёт тёмный тон, без заметных рельефных изменений.

Эти рекомендации относятся главным образом к декоративной обработке резных композиций с высоким рельефом. При выполнении геометрической, трёхгранно-выемчатой резьбы лучше использовать тонирование красителями и прозрачную отделку.

Белорусские мастера, например, наряду с резьбой по светлой древесине используют приём выполнения геометрических узоров по поверхности, тонированной в коричневый цвет. На таком фоне светлые, свежие узоры выглядят очень выразительно.

В грузинских изделиях встречается тонирование резной поверхности в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей резьбой по этому полю.

Армянские мастера выполняют резьбу по древесине естественного цвета без какой-либо дальнейшей обработки. Цветовое решение обогащается за счёт разнообразных оттенков бука, грецкого ореха, сосны, идущих на основу декоративных изделий (шкатулок, ларцов, сундуков, сундучков, тарелок, подносов и др.).

Резчики среднеазиатских республик исполняют плоскорельефные виды резьбы по светлой, заранее лакированной поверхности. В этом случае углублённые узоры резного дерева получаются матовыми и несколько более светлого тона по сравнению с блестящими участками исходной плоскости. В Казахстане этот вид работ носит название «сухая резьба».

В каждом конкретном случае выбор того или иного вида отделки зависит от утилитарного назначения изделия и творческого замысла автора.

Следует заметить, что и здесь есть место для творческих поисков.

Из книги:
Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., Просвещение, 1985

Категория: ПРАКТИКА | Добавил: Сергей (31.05.2009) | Автор: ХВОРОСТОВ А.С.
Просмотров: 2597