Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 17:39
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » ПРАКТИКА

Технология резьбы по дереву. Этапы выполнения резного рельефа.
Этапы выполнения резного рельефа

3/4. Работа в материале

Чтобы удержать дощечку на месте, применяют различного рода державки, между которыми зажимают заготовку. Но во время работы дощечку то и дело приходится поворачивать и державки уже не помогают, а мешают. Оригинальный способ предлагают гуцульские мастера: стол, на котором производят резьбу, покрывают грубой тканью, которая уменьшает скольжение.


Рисунок 1. Схема наклона ножа при контурной резьбе

Выполняют контурную резьбу следующим образом: нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости дощечки не вертикален, а несколько отклонён в сторону (Рисунки 5. Схема наклона ножа при контурной резьбе). Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности.

Затем идёт стадия подрезания. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется, в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку.

В результате из поверхности извлекается трёхгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной прорези может быть сохранена одинаковой на всём протяжении рисунка, но может быть и различной в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба получается суховато-проволочной; во втором — различные ширина и глубина прорезных контуров создают текучий пластичный ритм.

Контурную резьбу можно выполнять не только ножом-косячком, но и более сложными фигурными инструментами — резцами-стамесками полукруглого или углового сечения. В этом случае контурная прорезь будет иметь соответствующий профиль. Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается некоторой жёсткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне в настоящее время применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в малоосвещённых местах. Чтобы повысить её выразительность, используют тонированный фон или выполняют контурные порезки в сочетании с трёхгранно-выемчатой резьбой.


Рисунок 2. «Азбука» геометрической резьбы

Трёхгранно-выемчатая, геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков: треугольник, ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиции узоров в трёхгранно-выемчатой резьбе в основном создаются из сочетания этих элементов (Рисунки 6. «Азбука» геометрической резьбы).

Процесс выполнения трёхгранно-выемчатой резьбы сводится к следующему: вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке, как и при выполнении контурной резьбы. Кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам.

Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы — трёхгранно-выемчатая (Рисунок 7. Работа косым ножом).


Рисунок 3. Работа косым ножом

При срезании треугольников небезразлично, в какой последовательности это делать. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою. Если же удалить сначала два других треугольника, то этот не срежется, а сколется, так как вокруг него всё будет углублено. Плоскость скола будет волокнистой, шероховатой, неопрятной. Нужно будет обязательно делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Когда же первым срезают треугольник, расположенный по волокнам, по слою, то у него есть опора. Поэтому, не скалываясь, он срезается нормально.

Следует иметь в виду, что трудность выполнения разных элементов зависит не только от твёрдости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям. Значительно меньше усилий затрачивается, если строчки узоров располагаются не параллельно, а поперёк волокон. В этом случае при накалывании не придётся перерезать волокна древесины поперёк, а только под острым углом, что значительно легче. Об этом приёме нужно помнить и при переводе резных композиций на дерево и располагать их широкой стороной поперёк волокон.

Наиболее сложно выполнить различного рода сияния. Тут есть ряд особенностей. Накалывают сияния при резьбе по-разному. Если порода мягкая, однородная (например, липа, осина, ольха), можно делать наколку лишь по коротким лучам треугольника. Затем, срезав этот маленький треугольничек сразу без центрального надреза, удаляют длинные треугольники. Если же резьбу делают на хрупких или твёрдых породах, то нужен и центральный надрез по длинному лучу треугольника. Только надрез нужно делать так, чтобы нож постепенно и равномерно выходил из глубины дерева на поверхность к центру сияния. Около центра, где сходятся узкие треугольники, ни в коем случае нельзя делать глубокий надрез. Иначе в этом месте волокна сколются и центр сияния будет выщербленным. Исправить этот дефект будет очень трудно.

Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор.

Более сложные виды плоскорельефных работ выполняют по тому же принципу — накалывание, подрезание, подборка и начеканивание фона.

Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку, направляет остриё ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.


Рисунок 4. Этапы выполнения деревянной цепочки

Как уже отмечалось, в отдельных районах нашей страны резные и долблёные чаши, ковши, блюда и другие изделия декорируют изящными деревянными цепочками, выполняемыми из целого бруска без какой бы то ни было склейки. В последние годы интерес к этому виду резного искусства значительно возрос, и есть необходимость рассказать о последовательности выполнения резной цепочки. На рисунке 8 показаны стадии выполнения такого изделия. Из дерева выстрагивается брусок квадратного сечения по ширине звена будущей цепи. Затем брусок превращают в длинную крестовину, удалив угловые четверти. Толщина крестовины равна толщине будущего звена цепи. Крестовину размечают на звенья и далее постепенно начинают удалять внутри звеньев лишнюю древесину. Цепь как бы освобождается от векового заточения в стволе дерева. Сначала освобождается несколько горизонтальных звеньев, а вертикальные рёбра крестовины сливаются в сплошную плоскость. После чего в ней прорезаются окошки-звенья. Так постепенно рождается изящная, пронизанная светом и воздухом деревянная цепочка, у которой нет ни одного склеенного шва.

Работа выполняется ножом и тонкой стамеской. Для отдельных операций можно приспособить и лобзик.


Рисунок 5. Виды звеньев деревянной цепочки

Переход ручек сосудов в декоративную деревянную цепь осуществляется по такому же принципу. Вначале от ковша отходит длинный брусок. Затем вырезается колечко ручки, а остальная планка превращается в крестовину. Из неё и вырезаются звенья одно за другим. Работать надо не торопясь, предельно собранно. Ведь одно неосторожное движение — и нож разорвёт цепь. Вся необычная, уникальная красота этого искусства пропадёт. В каждом отдельном случае профиль и форма звена выбираются в зависимости от назначения цепочки. Возможны цепочки с квадратными и прямоугольными звеньями, с овальными и круглыми, треугольными и в виде ромба (Рисунок 9. Виды звеньев деревянной цепочки).

В отдельных случаях резчики на всём протяжении цепочки оставляют звенья одной и той же формы, но встречаются и такие, где овальные звенья чередуются с прямоугольными, а круглые — с квадратными или возникают другие сочетания. В этом случае цепочка приобретает определённую орнаментальную значимость, становится при всех прочих достоинствах более декоративной.

В старые времена, прежде чем приступить к резьбе по дереву, молодой мастер обучался выполнению цепи из крупных клубней картофеля, как более мягкого и вязкого материала. Сейчас, когда химическая промышленность создала много новых пластических материалов, учебные цепочки можно вырезать из пенопласта, а когда будет понят принцип работы, можно переходить на резьбу по дереву. Прочные звенья деревянных цепочек получаются из древесины чинара, бука, дуба, кизила, груши, яблони, вишни, грецкого ореха, тиса, можжевельника, ольхи, берёзы, клёна, а также из всевозможных наплывов и наростов на стволах деревьев.

Из книги:
Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., Просвещение, 1985

Категория: ПРАКТИКА | Добавил: Сергей (26.05.2009) | Автор: ХВОРОСТОВ А.С.
Просмотров: 7619