Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 19:09
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » ПРАКТИКА

Технология резьбы по дереву. Этапы выполнения резного рельефа
Этапы выполнения резного рельефа

1/4. Выполнение рисунка резной композиции

Характер рисунка диктуется техникой резьбы. При контурной — композиция строится на линейном ритме. Чёткое геометрическое построение изображения в целом и каждого элемента в отдельности необходимо при трёхгранно-выемчатом способе. Такую композицию рисуют, а затем вычерчивают с помощью циркуля, линеек и угольников. Чёткость узора — одно из основных требований, предъявляемых к геометрической резьбе. Всё изображение составляют из определённых азбучных фигур. Оно отличается немногозначной, несколько традиционной трактовкой.

В трёхгранно-выемчатой технике можно выполнять не только геометрические орнаменты. Упрощение и смелая переработка предметов окружающего мира в соответствующие образы позволяют передавать в этой технике фигуры людей, животных, растений и т.д. Нужно только найти ту степень обобщения, которая позволяет сохранять характер изображаемого объекта в столь своеобразной трактовке. Композицию в резьбе отличают рациональная простота, неброская, но подлинная красота, нежный светотеневой узор.

Характер рисунка может быть линейно-контурным или проработанным тонально.


Рисунки 3 и 4. Учебная резная композиция

В эскизах для геометрической резьбы необходимо плотно чернить теневую сторону узора, заштриховывать в полутона участки со скользящим светом, оставлять светлыми освещённые плоскости (Рисунки 3 и 4. Учебная резная композиция).

Существуют традиционные правила составления композиции. Если, например, создаётся композиция в круге (блюдо, декоративная тарелка и т.д.), то традиционный приём следующий: всю поверхность делят концентрическими кругами на зоны. В центре основной мотив типа розетки. По внешним участкам размещают вспомогательные, ритмически чередующиеся узоры. Прямоугольное или квадратное поле орнамента также принято делить на несколько композиционных частей, каждую из которых заполняют резьбой. Их отделяют друг от друга углублёнными контурными прорезями. Таков традиционный приём орнаментального заполнения резной плоскости, используемый и в современной резьбе. В творческой работе установленные каноны могут служить отправной точкой для свободного сочинения композиции.

Из книги:
Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., Просвещение, 1985

Категория: ПРАКТИКА | Добавил: Сергей (21.05.2009) | Автор: ХВОРОСТОВ А.С.
Просмотров: 4747