Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 17:16
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » ПРАКТИКА

Резьба по дереву. Технология резьбы по дереву
Технология резьбы по дереву. Материалы

Параграф 2

Для резных работ подходит лишь хорошо высушенный материал. Материал должен иметь влажность 8-10%. Сушат его на открытом воздухе в тени на сквозняке под навесом. Можно сложить материал на балконе. Это самый простой способ, доступный каждому. Нужно только помнить, что такая сушка требует длительного времени — нескольких месяцев. Материал на сушку можно заложить в мае, чтобы он за лето высох. К осени дерево практически будет пригодно к работе. Заготовки складывают в штабеля, примерно в полуметре от земли или пола балкона на деревянные бруски или кирпичные опоры. Укладывают их через поперечные прокладки (сухие рейки) с интервалами между кромками. Доски кладут одну над другой. При этом интервалы будут образовывать сквозные вертикальные просветы по всей высоте штабеля, и воздух сможет свободно обтекать каждую из досок со всех сторон.

На воздухе древесина высыхает до влажности 15-20%. Затем её нужно перенести в помещение досушиваться. Уложить следует подальше от отопления. Рекомендуется укладывать и разбирать материалы в сухую погоду. Это связано с тем, что из-за гигроскопичности влажность древесины на сыром воздухе может временно повыситься.

Нередко при сушке на воздухе торцы растрескиваются. Чтобы избежать этого, их забеливают раствором мела или извести или закрашивают масляной краской. И всё же от внутреннего напряжения, возникающего в материале во время сушки, возможны наружные торцевые трещины. Поэтому укладывают сушить доски несколько большей длины, чем будущее резное изделие, чтобы позже спилить растрескавшиеся торцы.

Из высушенного материала делают заготовки для резьбы. Их выстрагивают, склеивают. Шлифовать поверхность под резьбу не рекомендуется, так как абразивные частицы, попадая в поры, быстро затупят инструмент.

Для скульптурной резьбы используют чаще всего чураки — части распиленного поперёк ствола дерева. Чураки очищают от коры. При этом по концам остаются кольца неснятой коры шириной 20-25 см. Торцы следует тщательно закрасить масляной краской. Можно сделать и по-другому — заклеить их плотной промасленной бумагой, а сверху перекрыть ещё одним слоем бумаги.

Сохнут чураки так же, как и пиломатериалы, сначала на воздухе, а затем в сухом помещении вдали от отопительных и нагревательных приборов. Иначе неизбежны глубокие продольные трещины.

В соответствии с замыслом выбирается размер чурака. Растрескавшиеся торцы спиливаются. Если заготовка узка, на ней прострагивают плоскость и подклеивают материал необходимого размера. Склеиваемые куски древесины должны быть одной породы. Если в древесине появились трещины, во время работы над скульптурой их заделывают. Для этого выстрагивают длинные заострённые клинья, которые на клею загоняют в трещины. Желательно клинья делать из той же породы, что и чураки. Отличающиеся по цвету вклеенные клинья тонируют или отбеливают под цвет основной массы материала.

Естественная сушка материала — длительный процесс. Для его ускорения можно обратиться на мебельные предприятия, где применяют специальные камеры.

Для подготовки деревянных поверхностей потребуется наждачная бумага. Для тонирования резных композиций применяют химическую протраву различных оттенков и раствор чёрной туши. Для прозрачной отделки требуются различного рода лаки, политуры и восковые мастики.

Из книги:
Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., Просвещение, 1985

Категория: ПРАКТИКА | Добавил: Сергей (18.05.2009) | Автор: ХВОРОСТОВ А.С.
Просмотров: 1354