Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 21:17
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » ПРАКТИКА

Резьба по дереву. История резного искусства (2)
Резьба по дереву — национальный вид искусства для многих народов.
В Белоруссии искусство резного дерева развивается в двух направлениях — архитектурная домовая резьба и мелкая пластика. Искусными резчиками славятся города Бобруйск, Брест, Орша, Полоцк и др. На Украине художники создают скульптурные композиции и покрывают плоскорельефной геометрической резьбой бытовые предметы. Для гуцульской резьбы характерно сочетание узоров трёхгранно-выемчатой и контурной резьбы с точечной фактурой углублённых участков. На Карпатах резьба по дереву соседствует с инкрустацией костью, перламутром и цветным бисером.

Широко развито искусство резьбы по дереву в прибалтийских республиках. Литовская народная резьба по дереву достойно представлена в произведениях А.Мажеки, А.Жимантаса, И.Визбараса, П.Папшиса, И.Ужкурниса и др. Традиционные «дни всех ремёсел», которые ежегодно проводятся в Литве, собирают резчиков по дереву и мастеров других профессий со всех уголков республики. После таких дней в городах и посёлках республики остаются оригинальные скульптурные композиции, целые мемориальные ансамбли, посвящённые памятным датам из истории литовского народа.

Газета «Правда» в одном из номеров отметила ансамбль из дубовых стволов, поставленный литовскими резчиками на кургане Жвягиняй. Здесь в 1941 году фашистские каратели уничтожили население деревни Аблинга. В композицию, созданную за короткий срок архитектором Д.Юхневиченсоном, графиком И.Шилинскасом и мастером В.Майорасом, вошло более 30 резных скульптур пяти- и восьмиметровой высоты.

Аблингский ансамбль органически вписался в литовский пейзаж. Он как бы воскресил начавшие замирать здесь традиции крестьянской монументальной деревянной скульптуры. И в других прибалтийских республиках резьба по дереву является традиционным видом декоративно-прикладных работ.

Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Они орнаментируют народные музыкальные инструменты, мебель, мелкие бытовые предметы и традиционные сосуды для пива и вина.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX века. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагдганы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшает трёхгранно-выемчатая резьба. Выдающимся современным армянским резчиком по дереву считается А.Азатян.

Весьма разнообразна дагестанская резьба. В кубачинских деревянных ступках, мерках для муки, деревянных блюдах, солонках, ложках преобладает растительный орнамент. В других селениях господствует орнамент из геометрических звёзд, розеток, всевозможных треугольников. Наряду с резьбой применяют выжженный орнамент. Здесь используют местную и привозную древесину: липу, грушу, абрикос, кизил. В наши дни мастера нередко делают посуду, стилизуя её форму под старинную.

В лесистых ущельях Карачаево-Черкессии из поколения в поколение передаётся искусство изготовления деревянной посуды. Посуда имеет чисто утилитарное назначение. В обиходе семьи горца встречаются двуручные ковши для айрана, деревянные блюда для печёных изделий и мяса, различного рода черпаки и ложки. Эти сосуды режут в основном из ольхи и наплывов — капов, часто встречающихся на корявых стволах горных деревьев. Поверхность сосудов не орнаментируется. Единственным украшением на праздничных чашах остаются деревянные неразъёмные цепочки. Монолитный, пластичный корпус ковшей и черпаков контрастирует с дробным ритмом прорезных звеньев цепочки, создавая неожиданный эффект. Искусство мастера состоит в том, чтобы вырезать всю деревянную композицию без единого клееного шва — целиком из куска дерева. Любая склейка исключается.

Хранителем и продолжателем народных традиций в резьбе по дереву является Ю.М.Герюгов из г.Карачаевска. Герюгов известен как один из самобытных мастеров народной кавказской резьбы. Его резная мебель и посуда отличаются простотой, ясностью орнаментального декора, глубоким знанием тайн дерева. Дом Герюгова — своеобразный музей резного искусства, в котором дети и взрослые могут увидеть уникальные образцы предметов быта. Его увлечённость народным искусством, глубокое знание традиционных приёмов деревянной резьбы привели к нему многих учеников — студентов Карачаево-Черкесского педагогического института. Ученики Ю.М.Герюгова работают в разных концах Карачаево-Черкессии и за её пределами, продолжая традиции древнего кавказского искусства. Теперь деревянные изделия с неразъёмными цепочками — ковши, ложки, ручки для письменного стола — украшают быт многих семей горцев.

В Карачаево-Черкесской автономной области растёт новое поколение талантливых резчиков. Целая группа специалистов окончила художественно-графический факультет местного педагогического института, посвятив своё творчество искусству резьбы по дереву. Это Р.Тебуев, С.Салпагаров, А.Алиев, В.Гнатюк, Н. и С.Чомарян. С.Чомарян, став профессиональным резчиком по дереву, создаёт оригинальные архитектурные ансамбли в г.Домодедово под Москвой. «Резьбой по горбылям» занимается В.Зверева. Она использует самые сучковатые, самые непригодные для столярных и плотницких операций горбыли, замечая затаённые в них выразительные образы.

Резьба народов Средней Азии издавна вызывала удивление точностью и симметричностью рисунка. Вспомним резные двери гробницы Тимура на картине В.В.Верещагина.

Из истории восточной культуры известно, что резьба здесь всегда сопровождала зодчество. Подтверждение тому — великолепные архитектурные ансамбли с ажурными дверями и колоннадами в Хиве, Коканде, Ташкенте и Бухаре.

Техника среднеазиатской резьбы весьма разнообразна — это трёхгранно-выемчатые узоры под названием «багдади», тончайшая ажурная решётчатая «панджара», рельефная с подобранным фоном «паргори», с множеством разновидностей растительного характера — «ислими» и геометрического — «гирих».

В наши дни резное дело сохранилось в работах замечательного резчика К.Хайдарова из Коканда, который развивает лучшие традиции в этом виде искусства.

В последние годы открыто своеобразное «резное наследие» мордвы. Целый мир резного богатства обнаружен в районе нынешней Горьковской области. Найдены тысячи предметов, покрытых богатейшей резьбой. Особый интерес вызывают орнаментированные цилиндрические свадебные сундуки, привлекающие внимание своеобразием формы и узоров.

Декоративной свежестью отличается якутская деревянная посуда, ложки, черпаки и чашки из берёзового капа. Поверхность чашек покрыта контурным или трёхгранно-выемчатым узором. Из современных резчиков Якутии выделяется П.Г.Романов из села Борогонцы Усть-Аданского района. Он выполняет тончайшие работы из капо-корешков.

Известен в нашей стране бурятский ювелир и резчик М.Эрдынеев.

Из книги:
Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., Просвещение, 1985

Категория: ПРАКТИКА | Добавил: Сергей (15.04.2009) | Автор: ХВОРОСТОВ А.С.
Просмотров: 3162