Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 21:44
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » ПРАКТИКА

Городецкие промыслы
ГОРОДЕЦКАЯ ДОМОВАЯ РЕЗЬБА

Однако наибольшую славу Городца составляет, на наш взгляд, здешняя домóвая резьба, столь многочисленная и богатая на сюжеты, что даже все русские музеи деревянного зодчества, взятые вместе, не могли бы похвастаться ничем подобным. И это при том, что подобного рода заповедники представляют собой своего рода искусственные деревни, куда свозятся строения самого различного свойства со всей округи. Ни в Суздале, ни даже в славной Костроме, где столько внимания уделено настоящему народному промыслу, не встретишь такого изобилия резьбы. Здесь же налицо столь достойное зависти абсолютно естественное компактное собрание в одном городе и близлежащих деревнях, таких, как Сысóво, Шарыпово, Савино, Николо-Погост, Шепилово, Щекино, образцов самого высокого мастерства и сложности. И это касается не только резьбы карнизной, фронтонной и по очелью. Но и резьбы интерьерной.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Городецкая живопись, больше известная как городецкая роспись, родина которой Среднее Поволжье, – одно из наиболее ярких самобытных явлений в народном искусстве XIX и первой половины XX века. Еще в глубокой древности целые деревни на реке Узоле занимались производством и сбытом “щепного товара” (так называли мелкие деревянные изделия, украшаемые инкрустацией, а позже – росписью). Вырабатывался свой стиль: неповторимый орнамент, оригинальные сюжеты, рецепты красок… Сохранила ли нынешняя городецкая роспись черты прежней “народной живописи”? Жив ли промысел?

Можно сказать, что промысел существует и теперь, но претерпел множество изменений.
В XIX и начале XX века городецкая роспись была ЖИВОПИСЬЮ, то есть предметом искусства, а не только ремесла. По цветовому решению и декоративности работы городецких мастеров напоминали полотна Матисса. Мастера писали чистыми насыщенными красками, свободными мазками и без предварительного рисунка. Сочетания цветов были на редкость гармоничны. Своеобразны сюжеты и приемы изображения коней, птиц, людей. Детское, чистое восприятия мира являлось основой росписи.
Необходимый предмет обихода тех времен – прялка, состоявшая из гребня, прикрепленного к доске для сидения – донцу, которым, помимо прямого назначения, украшали стены жилища. Археологические находки подобных прялок XII-XVI веков указывают на то, что их конструкция оставалась неизменной. Менялись лишь элементы декора. Одна семья могла изготовить до 2000 таких донец за год. Выразительная городецкая живопись на деревянных изделиях имела большую популярность и была дорогим подарком.

В начале XX века городецкая роспись приходит в упадок. На это повлиял процесс распространение фабричных тканей. Спрос на донца, основное промысловое изделие, упал. Первая мировая война нанесла еще один удар по городецкой росписи. Многие мастера ушли на фронт.
После революции художественная жизнь Поволжья снова оживилась. В соседнем к Городцу г.Семенове в 1918 году открылась художественная школа, мастерская хохломской росписи и обработки дерева. Городецкая роспись возродилась в 30-е годы. Художник И.И.Овешков из г.Загорска организовал артель мастеров, в которую входили хранители старых традиций городецкого промысла – И.К.Лебедев, И.А.Мазин, Ф.С.Краснояров, П.А.Колесов, М.А.Ретичев и др. Наряду с опытными живописцами работало около 20 учеников. В этот период начали делать расписную детскую мебель и игрушки.

Вторая Мировая Война стала причиной распада артели. Погибла много молодых художников, умерло большинство старых мастеров. С ними ушло искусство. Традиции предали забвению.
Следующее возрождение промысла произошло в 50-е годы. А.Е.Коновалов развернул мастерскую на базе городецкой мебельной фабрики. К сожалению, роспись потеряла свою художественность. Изменились приемы, манера письма, цветовая гамма. Живопись превратилась в ремесло. На данный момент на фабрике работает всего лишь несколько художников. Последняя попытка спасти промысел не увенчалась успехом.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что исконная городецкая роспись канула в Лету. Будет очень жаль, если такой огромный пласт народной культуры, не получит дальнейшего развития и будет забыт.

ГОРОДЕЦКИЙ КРУЖЕВНОЙ ПРОМЫСЕЛ

Особое место в народном художественном творчестве Нижегородской губернии занимает балахнинский кружевной промысел. Просуществовав около полутора столетий, в 70-80-е годы XIX века он пережил свой расцвет, спустя три десятилетия испытал кризис, связанный с экономическими причинами.

Городецкая золотая вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства.
Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец.

Продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства стала Городецкая строчевышивальная фабрика — «Татьяна» (с 2006 года — ООО «Городецкая золотая вышивка»). Городецкие мастерицы по сей день сохраняют

Категория: ПРАКТИКА | Добавил: wifinder (19.03.2008)
Просмотров: 2144