Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 23:42
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » ПРАКТИКА

Форарльбергское зодчество
«Дом, который построил»… Лутц

«На небольшом по объёму кубе балансирует геометрически сложный многогранник большего объёма… И ни подпорок, ни колонн…»



Это уже местная достопримечательность, и в городе Брегенце — столице федеральной земли, этот дом знают все (ну, или почти все). Он стоит на живописном склоне альпийской горы Пфендер, что полого спускается к берегу Боденского озера, у кромки лесного массива, прямо под канатно-подвесной дорогой.

Из центра города к жилому посёлку из частных домов и вилл ведёт крутая дорога — узкая и извилистая, покрытая асфальтом, но местами выложенная брусчаткой, местами засыпанная гравием. «Совсем, как мой жизненный путь: труден и тернист», — смеясь говорит архитектор. «Но поверьте, что это восхождение стоило того. Когда я впервые поднялся на это плато, на место своего будущего дома, то у меня захватило дух от ощущения полёта, и тогда я точно решил, что и мой новый дом должен быть парящим в вышине». А старый дом, выставленный на продажу, по словам Лутца, был «никаким», скучным и безликим. Положительной стороной было лишь то, что это была деревянная постройка (1986 года). Решено было начать реконструкцию, а точнее, надстройку и тоже в дереве. Предпочтение было отдано хвойным породам — ели и пихте.

Поскольку дерево обладает относительно малым весом, то по расчёту статики фундаменты пришлось усиливать незначительно, слегка увеличив при этом подвал.



Объёмно-планировочное и конструктивное решение дома Лутца выгодно отличает его от своих архитектурных собратьев. Чем же? — спросите вы. Объясню по порядку.

Усиление фундамента дало возможность, не увеличивая площади первого этажа, значительно расширить площадь второго. И вновь на помощь приходит дерево — мастер чудесных превращений. Первый этаж перекрыт консольными балками из клеёного бруса с вылетом свободно висящей части местами до 6 метров. Балочно-консольная (или консольно-балочная) система перекрытия поражает своим изяществом. Закреплённый конец балок в поперечном сечении массивнее и толще свободного края. Такая конструкция перекрытия дала возможность организовать на втором этаже не только закрытое жилое пространство, но и широкое балконное окружение.

Второй этаж перекрыт по аналогичной схеме, но уже с использованием не клеёного, а массивного бруса: кровля плоская, без чердака. По словам хозяина дома, многоскатная сложная крыша со стропильной системой была бы в четыре раза тяжелее нынешней. Мастерски организованное ленточное остекление верхнего этажа на всю высоту помещения и отсутствие каких-либо опор под ним делают визуально этот большой объём прозрачным и лёгким. Стеклопакеты с солнцеотражающим эффектом в металлических рамах защищают жилое пространство от летнего зноя и сохраняют приятную прохладу внутри него.



Ещё одной отличительной чертой деревянного дома Филиппа Лутца является то, что снаружи он полностью обшит гонтом, а попросту — дранкой. В памяти взрослого поколения россиян при этом слове, наверняка, всплывают идиллические картины: забытая Богом деревушка на краю леса, с рубленными избёнками, покрытыми замшелой дранкой. Да, в матушке-России дранка издревле считалась доступным и практичным кровельным материалом. А вот австрийцы используют её и по сей день, как традиционный облицовочный материал для фасадов. Смотрю я на дом Лутца: в лучах заходящего солнца — он как явление из пушкинских строк — «в чешуе, как жар, горя…», и удивляюсь человеческому терпению и мастерству, с которым уложены эти деревянные пластины-чешуйки, ровнёхонько, плашечка на плашечку, словно лепесток к лепестку. Эдакий местный колорит!

Другой интересный момент, из-за того, что дом стоит на крутом рельефе, у архитектора появилась интересная идея соединить второй этаж в задней части строения с лесным массивом на склоне горы посредством мостика, а пространство под ним использовать как подсобные помещения. В старых добрых местных традициях принято размещать входную группу, гостиную и кухню со столовой на первом этаже, а приватную зону — спальню, ванную комнату и детскую — на втором. Лутц же перевернул всё с ног на голову. В его гостеприимный дом вы попадаете из леса и сразу на второй этаж, пройдя по упомянутому выше мостику. Распахнётся входная дверь и вашему взору откроется пространство-студия: гостиная и кухня-столовая. Здесь радушно принимают гостей, здесь семья проводит уютные вечера, зимой — у камина, а летом — у распахнутых настежь окон. Отсюда, с просторного балкона открывается чудесная панорама на гладь Боденского озера и старый город на его берегу. Над головой проплывают гондолы канатной дороги, а ещё выше — лишь облака и птицы. Приватным же помещениям корректно отведён первый этаж, с выходом в небольшой сад или во внутренний дворик.



Здесь же, на первом этаже, искусно замаскированы и подсобные помещения для хранения спортивного и садового инвентаря. Семья архитектора ведёт активный образ жизни и надо же где-то хранить все эти многочисленные мячи, лыжи, велосипеды, лейки и грабли. Вот и сложены они в идеальном порядке в кладовочке, помните, в той, что под мостиком.

Интерьеры я бы отнесла к категории минималистских — здесь во всём чувствуется удобство, лаконизм, естественность. В отделке всех помещений использовано всё то же дерево. Акцент из металла — лишь рабочая поверхность кухонного гарнитура. Натуральная кожа в обивке кресел; вместо ковра на полу — шкура дикого животного; притягивающий внимание огонь в камине… Что это — дань моде? Или возвращение к истокам? По мнению самого архитектора — это естественная потребность человека — жить и растить здоровых детей рядом с природой.

Жажда гармонии и единения с окружающей средой в повседневной жизни шире раскрыла талант Лутца — он мастер деталей. Чтобы убедиться в этом не надо ходить далеко, стоит лишь взглянуть на деревянную купальню в его саду — сама откровенность!. Вот уж, правда: всё гениальное — просто.
Лейтмотивом увиденного мною и показанного вам деревянного жилища известного форарльбергского архитектора Филиппа Лутца служат его же собственные слова: «Запах свежеструганного дерева, также, как и запахи луговых трав, горного ручья и вспаханной земли будят в нас первобытные инстинкты охотника, рыболова и земледельца…Мы все родом из детства…»



Цифры и факты:
Филипп Лутц (Philip Lutz) – магистр архитектуры. Родился в 1966 году в Австрии, женат, двое детей.

Образование: архитектурный факультет высшей школы прикладного искусства, Вена; мастер-класс: Ганс Холляйн; послеинститутское дополнительное образование по градостроительству, Columbia University, New York City; с 1999 года организовано собственное бюро; преподаёт архитектурное проектирование в высшей школе Лихтенштейна.

Дом на Пфендер:
Начало строительства дома: март 2003 г.

Окончание строительства: ноябрь 2003 г.

Полезная площадь: 180 кв.м

Материал: массивный и клеёный брус (ель, пихта)

Конструкции: консольно-балочная система перекрытий, ограждающие деревянные панели, обшивка – гонтом.

Строительная фирма: KAUFMANN & FORSTER

Стоимость строительства: 310 тыс. ?

Категория: ПРАКТИКА | Добавил: carver (29.12.2007) | Автор: Наталья ПАНОВА-КЛЯЙСТ
Просмотров: 1176