Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 18:05
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

Резьба по дереву. Часть 5
Углублённый резной орнамент покрывал дно ящика, служившего формой для изразца. Набойные доски служили для нанесения узора на ткань. На плоской доске вырезали рельефный или углублённый узор, который с помощью краски отпечатывали на гладком холсте. Само назначение набойных досок обязывало к плоским формам их резных орнаментов. Для набивных досок характерен как геометрический, так и растительный орнамент. Среди геометрических форм наиболее распространёнными были квадраты, ромбы, круги, зубчатые розетки и т.п. Этот небольшой круг мотивов использовался в различных сочетаниях и создавал множество вариантов геометрических узоров. Ещё большим разнообразием отличался растительный орнамент набойных досок. Гвоздики, маки, тюльпаны, розы, полевые цветы, листья различных форм и размеров, плоды граната, яблони и пр. — весь растительный мир использовался в пышных узорах набоек. Излюбленным мотивом был цветок гвоздики. На одной из набойных досок XVII в. изображение гвоздик повторяется рядами по всей поверхности доски. Доска разделена па небольшие прямоугольннки, пространство которых заполнено рельефным изображением цветка. Гвоздика словно распластана на плоскости. Отбросив второстепенные, несущественные детали, резчик показал главные, характеризующие гвоздику черты: её тонкие разрезные лепестки и несколько вытянутые округлые листья. Фон доски выбран (т.е. углублён), узор рельефно выделяется на её поверхности. Такую доску покрывали краской и накладывали на ткань. Для того чтобы узор лучше отпечатался, по тыльной стороне доски ударяли специальным деревянным молотком — киянкой.

Набойные доски резали из наиболее твёрдых пород дерева: груши, клёна, ореха и др. Доски специально заготовлялись, высушивались, потом их склеивали в несколько рядов, одна на другую, для прочности и предохранения от расколов. Затем со специального рисунка на поверхность доски наносился контур узора, по которому резчик вырезал орнамент, выбирая фон и оставляя выпуклым рисунок или, наоборот, выбирая узор и оставляя рельефным фон.

Подобным образом вырезали и различные пряничные доски. Резная пряничная доска накладывалась на готовое тесто, на котором получался отпечаток, соответствующий вырезанному орнаменту. В народных сказках и песнях часто употребляется и до настоящего времени ещё существующее выражение «пряники печатные». Пряничные доски делали разных форм и размеров: круглые, прямоугольные, квадратные, фигурные. Размер их зависел от нужной величины пряника, колебавшейся от нескольких сантиметров до метра и более. По преданию, в городе Ржеве когда-то испекли пряник в два пуда весом (32 кг). В день рождения Петра I был испечён пряник в полтора пуда.

Узор на пряничных досках вырезали в глубь доски, чем достигалась выпуклая, в виде высокого рельефа форма пряника. В орнаменте обычно сочетались самые разнообразные мотивы: древние круги-розетки, различные растения, изображения зверей, птиц и фантастических животных. В качестве орнамента использовались и красивые буквы древнерусского алфавита. Они не всегда составляли какой-нибудь текст, а подчас служили только декоративным узором.

Особенной любовью пользовались пряники в виде барсов, львов, петухов и соколов. Образ хищного, но смелого и гордого сокола часто встречается в народных сказках и легендах. Известен он и в резьбе пряничных досок.

На маленькой доске XVIII века изображение птицы помещено в резную прямоугольную рамку. Красивым движением сокол перегнул голову назад. Круто изогнутый клюв хищника касается растения, с которого падает сорванная ягода. Естественное движение птицы, сложный поворот её тела являются одновременно условным приёмом для заполнения прямоугольной формы доски. Мастер словно боится свободного пространства. Маленькие розетки в углах, ёлочка-стебель и падающая ягода заполняют свободные пространства фона и создают равномерное ритмичное распределение резьбы на поверхности доски. Условными декоративными нарезками передано оперение птицы. Линия движения её тела подчёркнута ритмично повторяющимися нарезками округлой формы, более частые зарубки передают оперение крыла, лёгкие зигзагообразные линии — перья хвоста.

Эти нарезки, выполненные приёмами трёхгранно-выемчатой резьбы, нанесены на вырезанный в глубь доски рельефный рисунок птицы.

Большой художественный вкус и природное чувство меры позволяли народным мастерам сочетать в своих произведениях реалистический характер изображений с декоративной условностью, оправданной бытовым назначением предметов.

Из книги:
Русское народное искусство. – Л., Учпедгиз, 1959.

(с сокращениями)

Категория: МУЗЕЙ | Добавил: Сергей (16.03.2009) | Автор: И.Я.БОГУСЛАВСКАЯ
Просмотров: 2000