Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 21:17
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

Резьба по дереву. Часть 3
Археологическими раскопками установлено массовое производство деревянной посуды на Руси уже в X-XII веках. За многие столетия были выработаны самые разнообразные формы утвари, менялись приёмы её выполнения, использовались различные способы её украшения. Одни предметы просто вырезались ножом или топором, другие выдалбливались из целого корневища, третьи точились на токарном стане. Форма и величина утвари всегда диктовались её назначением и удобством пользования. Деревянная посуда и утварь употреблялись повсеместно, но ещё с давних времён были известны отдельные центры их производства. Они находились в Тверской, Костромской, Ярославской, Новгородской, Нижегородской, Московской, Олонецкой, Архангельской губерниях. Деревянную посуду вырабатывали и в больших монастырях — Кирилло-Белозёрском и Троице-Сергиевом. В каждом районе домашняя утварь имела местные черты, сказывавшиеся в особенностях её формы, манеры резьбы и декоративного оформления. Народная утварь в большом количестве продавалась на рынках и ярмарках, была предметом вывоза за границу.

Посуда обычно делилась на праздничную, служившую для большого собрании гостей, и повседневную, употреблявшуюся в семье.

К праздничной посуде относились ковши, скопкари, братины, ендовы, чаши, чарки. Большинство из них служили сосудами для напитков: пива, кваса, браги. Особенным разнообразием форм и размеров отличались ковши. Некоторые из них делали большой величины, вместимостью в несколько вёдер. Другими, маленькими, черпали напитки из огромных сосудов. Ковши украшали резьбой и росписью, скульптурными головами коней, птиц, расписывали яркими красками. На больших ковшах часто делали дарственные и поучительные надписи.

Наиболее распространённым типом ковша был ковш-скопкарь. Выдолбленный из целого корневища, он имеет форму ладьи с высоко поднятыми краями. Носовая часть ладьи возвышается килем, который оканчивается тремя объёмными головами коней.

С противоположной стороны от тулова отходит массивная гранёная рукоять, напоминающая фигурную корму.

Ладьевидная форма ковша обычно вытянута в длину, но иногда и в ширину, что делает её несколько сплюснутой. Такая форма является особенностью скопкарей Тверской губернии. Форма скопкаря очень проста и красива. Её монолитность, мягкие округлые очертания и их плавные линии придают ковшу пластические качества скульптуры. Красота форм не противоречит удобству пользования им. Высокие тонкие стенки и скруглённая внутренняя часть сосуда придают ему глубину, большую вместимость, а рукоять и головы коней служат удобными ручками.

Художественные качества ковша не ограничиваются его формой. Передняя стенка обычно покрыта графическим орнаментом в виде кругов, розеток, растительных побегов. Узор легко процарапан на поверхности дерева.

Особое значение в украшении скопкаря имеют скульптурные головы коней. Они даны обобщённо; уверенными срезами дерева отмечены их морды с торчащими ушами, крутые изгибы шеи. Контуром нанесены глаза и волнистые гривы.

Ковши с головами коней получили среди местных тверских крестьян название «конюх» и служили сосудами для вина.

Образ коня в народном искусстве имеет древнее происхождение. Он связан со старинными поверьями людей, обожествлявших явления природы, домашних животных, которые несли им жизнь и благосостояние. Конь играл важную роль в жизни крестьянина-землепашца; он был другом и покровителем человека, от него зависело благополучие и достаток в семье. Поэтому конь стал добрым героем многих народных сказок, часто повторяющимся образом народного изобразительного и прикладного искусства.

Резными фигурками или головами коня обычно украшали крыши крестьянских изб и особенно различные предметы домашней утвари.

Маленькая фигурка коня завершает рукоять резного ковша-черпака XVIII века. Конь стоит на круге с прорезной шестилепестной розеткой, которая в прошлом тоже означала своеобразный символ солнца. Конь и розетка составляют украшение ручки ковша. Черпак имеет красивую форму глубокой округлой чаши в виде маленькой ладьи или челна с загнутыми краями. Плавную линию её краёв продолжает рукоять в виде прорезной длинной петли, заканчивающейся крючком. За этот крючок ковш-черпак подвешивали на край большого сосуда, из которого им черпали напиток. Ковш целиком вырезан из куска дерева, причём особенности его формы выявлены различными приёмами резьбы. Более массивная нижняя часть—чаша — выполнена долблением, более лёгкая — ручка — резьбой, а её фигурное завершение — лёгкой сквозной резьбой. Ковш имеет красивый силуэт, в котором преобладают плавные текучие линии, напоминающие движение потока воды.

Такой тип ковшей-черпаков получил широкое распространение не только в центральных русских областях, но и в районах Поволжья и Сибири. Ещё в недавнем прошлом они употреблялись в качестве обрядовой посуды на больших народных праздниках, которые устраивались в поле весной перед посевом или осенью после сбора урожая.

Поэтому, вероятно, и украшения ковшей фигурами коней и солнечными розетками также были связаны с древними традициями обожествления сил природы.

Повседневной посудой в крестьянском быту служили различные деревянные блюда, ставцы, стопы, чаши, миски, солоницы. Солоница являлась обязательным предметом домашней утвари и почти всегда украшала стол. Соль издавна была на Руси ценным продуктом торговли и обмена, а в крестьянском быту хлеб и соль всегда пользовались большим уважением и занимали важное место в праздничных торжествах и обрядах. До настоящего времени сохранился обычай встречать дорогих и почётных гостей хлебом и солью. Поэтому народ особенно заботливо украшал резьбой и росписью солоницы.

На севере, в Архангельской и Вологодской губерниях, были распространены фигурные солоницы-утицы. Как и большинство предметов народной утвари, солоницы вырезали и выдалбливали из дерева, придавая им форму своеобразной скульптуры. Удлинённое тело утки, плавные линии его очертаний создавали медленное спокойное движение птицы, как бы мягко скользящей по поверхности воды.

Но народные мастера не просто воспроизводили её реальный облик. Сохранив только основные особенности, они видоизменяли его в декоративную форму бытового предмета. Часть спинки утки срезана и служит крышкой. Хвост, уплощаясь в верхней части, внизу переходит в кольцо ручки. Своеобразной рукоятью служит и маленькая голова с длинным вытянутым клювом и комичной шляпкой-розеткой, из-под которой зорко глядит глаз-буcинка. Мастер сохранил и условно передал красивое оперение птицы. Вся поверхность солоницы покрыта мелкоузорной резьбой: маленькими ромбиками, рядами треугольников, зигзагообразных линий, полос, заполненных нарезками и гранями, повторяющимися в разных направлениях. Вся эта резьба расположена в определённой системе, рядами, которые подчёркивают округлые линии тела утки, а внизу условно обозначают её лапы. Своеобразную яркость оперения птицы мастер передал росписью — тёмно-зелёной, красной и жёлтой красками различные сочетания и чередования которых придают ей красоту и нарядность. На спинке утки процарапаны цифры «1815». Они означают год, когда была выполнена солоница. Такие даты и надписи иногда встречаются на различных предметах народной резьбы.

Наряду с долблёной и резной деревянной посудой, в народном быту употреблялась лубяная и берестяная утварь. Из луба и бересты делали различные бураки, туеса, лукошки, коробьи, шкатулки. Лубяные изделия обычно расписывали, из бересты вырезали лёгкие ажурные орнаменты.

Резьба по бересте была особенно развита в деревне Курово-Наволок Великоустюгского района Вологодской губернии. В начале XIX века здесь образовался единственный в своём роде художественный промысел. Изделия вывозились в разные города страны: Москву, Архангельск, Пермь, Вологду. Высоко ценилось мастерство народных резчиков и за границей. Отдельные мастера были награждены на международных выставках медалями и дипломами. Классическим примером берестяной утвари является туес XIX века Вологодской губернии. Туес имеет несколько удлинённую форму, строгие красивые пропорции, благодаря хорошо найденному соотношению высоты и диаметра. Стенки туеса покрыты тонкой сквозной резьбой. Орнамент располагается в соответствии с формой предмета. Узкие полоски-сеточки окаймляют широкую ленту растительного орнамента. Орнамент построен на многочисленных повторениях и вариациях мотива изогнутого листа. Отдельные мелкие листья свободно располагаются по упругой, завивающейся спиралью линии с розеткой в центре её. Эта линия повторяется в противоположных направлениях, уравновешивая отдельные части узора и подчиняя их определённому ритму. Последовательное чередование сквозных, ажурных и плотных частей узора создаёт игру светотени, которую обогащает цветная фольга, подложенная под берестяной узор. На фоне фольги резной орнамент становится более рельефным, отчётливо выявляются его лёгкие изящные формы.

Резьба по бересте требовала большого мастерства. На лист бересты в 0,5 мм толщиной тупым шилом, от руки, без предварительного рисунка, наносился узор, который затем вырезался острым концом специального ножа. Получившееся таким образом берестяное кружево накреплялось на лубяную основу туеса, шкатулки и т.п. по форме вещи.

Берестяные туески широко использовались в народном быту под грибы, ягоды, молоко, масло, сметану. В таких туесах и бурачках крестьянские дети обычно носили обеды своим родителям, работавшим в поле.

Из книги:
Русское народное искусство. – Л., Учпедгиз, 1959.

(с сокращениями)

Категория: МУЗЕЙ | Добавил: Сергей (07.03.2009) | Автор: И.Я.БОГУСЛАВСКАЯ
Просмотров: 2640