Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 17:16
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

Резьба по дереву. Часть 2
Резьба покрывала двери избы, перегородки, отделяющие место у печи от остального помещения, лавки, расположенные вдоль стен, божницу, куда помещали иконы. Из резного дерева делалась и мебель: шкафы, столы, кровати, сундуки, ларцы, скамьи, детские люльки, полати и т.п. Как и в архитектурной резьбе, в украшении предметов мебели народные мастера проявляли удивительное понимание связи конструктивных особенностей вещи с её декоративным оформлением. Резные украшения ларцов или сундуков, шкафов или скамей и т.п. не только не мешали их бытовому назначению, они подчёркивали особенности формы вещи, делали её удобной и в то же время красивой. Характеру вещи всегда соответствовали и те или иные приёмы резьбы. Так, нижние части лавок и скамей украшались рельефными, сквозными орнаментами и фигурными балясинами; различной резьбой покрывались дверцы и карнизы шкафов, спинки кроватей, стенки и крышки ларцов и сундуков, ножки и нижние части столов, так называемые подстолья. Подстолье служило опорой для крышки стола, под которую внутрь убиралась посуда.

Подстолье XVII века, является характерным примером подобной народной мебели. Оно собрано из отдельных резных досок и имеет прямоугольную форму. Верхняя часть его покоится на резных ножках в виде поставленных друг на друга шаров, напоминающих по форме репки, между которыми протянуты перекладины. Благодаря низким ножкам и широкой верхней части подстолье кажется массивным и тяжёлым. Его облегчает резной орнамент стенок. Орнамент подчинён прямоугольной форме досок и повторяется только па параллельных сторонах. Тем самым он подчёркивает своеобразные архитектурные формы подстолья и одновременно придаёт ему качества подлинно художественного произведения резного искусства.

От расположенного в центре вазона симметрично в обе стороны отходят стебли с листьями и цветами. Мягко и плавно изгибаясь, они создают переплетающиеся спиральные завитки, которые заполняют всё пространство доски. В их переплетении, на первый взгляд сложном и запутанном, есть определённая последовательность. Около вазона стебель делает большой завиток вверх. Продолжающая его другая ветвь создаёт небольшую петлю вниз. Её в свою очередь перевивают два маленьких стебелька, плавно изгибающиеся в углах прямоугольника. Каждый завиток, соответственно своим размерам, оканчивается цветком. Такое же ритмичное движение стеля повторяется по другую сторону вазона, чем достигается равновесие всего орнамента. Орнамент выполнен сквозной резьбой. Его обрамляет узкая рельефная кайма из волнистого стебля с трилистниками в изгибах, напоминающего орнамент домовой резьбы. Плавным движением он вьётся по краям доски, отдельными завитками легко и свободно заполняя все углы. Ни одна свободная плоскость не оставлена не орнаментированной. Узкой полосой из повторяющихся мелких порезок украшены края доски и перекладины ножек.

Богатство узора достигнуто не только схемой его композиции, но и разнообразными деталями орнамента, выполненными различными приёмами резьбы. Стебель имеет округлые формы. Поверхность листьев и цветов разработана мелкими порезками, графическими штрихами, которые по-разному характеризуют растения, напоминая о многообразии их форм в ПРИРоде. Один цветок имеет крупные округлые лепестки и ясно очерченную сердцевину цветка, другой напоминает многолепестные цветы ромашки, третьи, меньшего размера, — махровые венчики цветов.

Как и в архитектурной резьбе, орнамент основан на впечатлениях окружающей природы. Природные формы растений переработаны в декоративный узор, в котором сохранена их реалистическая основа.

Из книги:
Русское народное искусство. – Л., Учпедгиз, 1959.

(с сокращениями)

Категория: МУЗЕЙ | Добавил: Сергей (05.03.2009) | Автор: И.Я.БОГУСЛАВСКАЯ
Просмотров: 1629