Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 20:57
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

Резьба по дереву. Часть 1.
Искусство домовой резьбы достигло расцвета в 40-80-е годы XIX века в районах Поволжья. Здесь издавна было развито судоходство. Волжские суда и баржи богато украшались декоративной резьбой. Мастера, работавшие на постройке судов, хорошо владели техникой обработки дерева, помнили и берегли традиции древнерусского декоративного искусства.

Со временем когда развитие пароходства на Волге вытеснило деревянные суда, резчики переключились на строительство домов, перенесли на них всё своё умение и мастерство.

Крупный и пышный узор украшал фризы, доски фронтона, очелья наличников. Фриз иногда опоясывал всё здание в несколько рядов. В деревне Вишенки Кстовского района Горьковской области сохранилась изба, на которой было 100 погонных метров резных досок. Орнамент фриза обычно состоит из растительной ветви с листьями и цветами, свободно вьющейся вдоль длинной и узкой доски. Плавная волнообразная линии её движения стала со временем традиционной основой композиции всех орнаментов домовой резьбы. На ней народные мастера строили разнообразнейшие варианты орнаментов, сочетая одни и те же растительные мотивы. На одном из фризов орнамент состоит из сочных перистых листьев аканта, согнутых в упругие спиральные завитки. Обращённые вверх и вниз, они чередуются и, сливаясь один с другим, создают гармоничное движение орнамента. В листья вплетены розетки цветов.

В другом случае орнамент строится направлением стебля, волнистое движение которого повторяют растущие на нём листья. На равном расстоянии друг от друга от стебля отходят небольшие ветви, которые образуют обычный завиток в сторону, противоположную основному движению стебля. Таким образом, создаётся ритмичное распределение растительных мотивов, достигается равновесие композиции всего орнамента.

Мотивы орнаментов резчикам подсказывала сама природа. Но они не просто копировали её. Отвлекаясь от особенностей каждого отдельно взятого цветка, плода, листа, народные мастера свободно перерабатывали их в условные декоративные растения. Листья и цветы в орнаменте плоскостны, изменены их реальные формы, пропорции, нарушено естественное соотношение размеров. Они вымышлены и вместе с тем наделены сочностью, трепетом жизни, по-своему реальны.

Наряду с цветами-розетками, разнообразными по форме листьями, в орнаменте фризов часто повторяются виноградные гроздья, цветы подсолнуха, лесные ягоды, в которых ещё ближе ощущается связь с реальной природой.

На одном из фризов легко и свободно переплетаются стебли с разрезными листьями. Словно сгибаясь под тяжестью крупных ягод малины и земляники, они образуют петли, сообщающие орнаменту обычный спокойный ритм. Плавные линии орнамента прослеживаются во всех его деталях: в очертаниях плодов, округлой форме листьев, энергичных петлях ветвей.

Само назначение архитектурной резьбы, расположение её на определённой высоте, требовало от мастера крупных обобщённых форм и чёткости орнамента. Такому впечатлению способствовала и техника домовой резьбы — плоскорельефная, так называемая «глухая резьба» или «корабельная резь». В последнем названии сохранилось указание на происхождение её от резьбы волжских судов. Выполнялась она следующим образом. На бумаге делался предварительный рисунок орнамента, который с помощью припороха переносился на доску (на мягкой подстилке рисунок по контуру прокалывался иглой, а затем накладывался на доску и «припорашивался» с помощью мешочка с угольной пылью. Уголь через проколы в бумаге проходил на доску и оставлял на ней пунктирный рисунок). Затем долотом резчик срезал по контуру лишние куски дерева. Для этого требовались уверенная твёрдая рука и большое профессиональное мастерство, так как исправить неверный срез уже было нельзя. Проработав таким образом весь орнамент, мастер окончательно отделывал его, нанося ножом отдельные мелкие детали: прожилки на листьях, лепестки цветов и т.п. Таким образом, на фоне доски получался рельефный узор. Разная степень глубины его создавала игру света и тени, которая обогащала декоративные качества орнамента.

Наряду с рельефом некоторые орнаменты домовой резьбы, например подкрылки и полотенца, выполнялись сквозной резьбой. Она применялась для того, чтобы создать ещё большую ажурность и лёгкость орнамента, имитирующего конец вышитого полотенца.

Не только дом, но и хозяйственные постройки, амбары, ворота украшались резьбой. Народные мастера искали и находили всё новые свободные плоскости для заполнения рельефной резьбой, создавали целый архитектурно-декоративный комплекс.

Такой пример представляет собой дом из деревни Опалиха Кстовского района Горьковской области. Ворота его состоят из проезжей части и калитки, разделённых мощными столбами. Тяжёлые массивные столбы украшены многолепестными розетками, переплетёнными виноградной лозой. Орнамент подчинён вертикальной протяжённости столбов, его крупные формы соответствуют заполняемой широкой плоскости.

Нижняя часть столбов, словно база колонны, отделена порезкой и украшена ромбовидной розеткой. Верхняя часть, наподобие капителей, увенчана квадратами с рельефными цветами, напоминающими подсолнух.

Столбы поддерживают надвратный фриз лёгкого лиственного орнамента. Прямоугольный пролёт ворот и калитки смягчён угловыми вставками, объединёнными перекинутыми дугами.

Образовавшиеся треугольные плоскости заполнены над калиткой розетками, а над воротами — изображениями львов.

Сохраняя декоративный характер резьбы, резчик превратил фигуру льва в своеобразный орнамент. Она распластана на плоскости и словно вписана в треугольную форму доски. Лев стоит на задних лапах, туловище его развёрнуто в профиль, голова дана в фас. Изогнутый как растительный побег хвост оканчивается кисточкой, напоминающей по форме лист. Лёгкими завивающимися прядями изображена грива; закрученные вверх усы, расчёсанные на прямой пробор волосы, морда с человеческими глазами, приплюснутым большим носом и словно улыбающимся под усами ртом дополняют портрет комичного зверя.

Подобные львы, барсы, птицы с женскими головами и др. очень распространены в домовой резьбе. Они вплетаются в растительный орнамент фризов и наличников, но чаще помещаются над воротами, словно сторожа, которые должны оберегать дом от злых духов. Народные резчики превратили эти изображения в сказочные существа, перекликающиеся с деревянной и каменной резьбой древнерусских церквей, с образами народной росписи, вышивки, тканей. Дополняя растительный орнамент домовой резьбы, они вносили в неё черты сказочности, богатой народной фантазии и тонкого юмора.

Деревянное зодчество является яркой и своеобразной страницей народного творчества. Русские резчики создали свой национальный стиль монументального декоративного искусства и архитектуры. Народ сам любил и бережно хранил замечательные образцы домовой резьбы. Когда дом приходил в негодность, резьбу снимали и переносили на вновь выстроенную избу.

Из книги:
Русское народное искусство. – Л., Учпедгиз, 1959.

(с сокращениями)

Категория: МУЗЕЙ | Добавил: Сергей (03.03.2009) | Автор: И.Я.БОГУСЛАВСКАЯ
Просмотров: 2395