Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 16:51
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

Городецкая резьба по дереву
Глухая барельефная резьба по дереву с глубокой старины известна в Нижегородской губернии. Над художественной резьбой по дереву работали целые поколении кустарей резчиков. Веками вырабатывались вкусы и стили, а также приёмы художественной обработки дерева.

Нижегородская резьба по дереву это своеобразное явление в архитектуре народного жилища и в декоративном искусстве. Наиболее ярко прослеживается работа мастеров — умельцев резьбы в районе города Городца, Балахны и близлежащих селений.

Известно, что волжские суда и баржи ранее украшались барочной или корабельной резьбой. Постепенно резьба по дереву внедрялась в крестьянский быт. Карнизные доски домов, наличники окон и ворота стали украшаться корабельной резью. В основу глухой барельефной резьбы народными мастерами был положен растительный орнамент в сочетании с изображениями русалок-берегинь, райских сказочных птиц — сиринов и алконостов, а так же добродушных львов и многих других мифологических сюжетов. Избы, украшенные городецкой резьбой, кажутся сказочными теремами, которые сохранились до настоящего времени.

К глубокому сожалению сейчас можно встретить лишь некоторые оставшиеся образцы. так, дом № 8 на набережной Революции богато украшен городецкой резьбой. В центре карнизной доски с витиеватым растительным орнаментом расположились фантастические птицы-девы, как бы поддерживающие рамку с датой «1864 года», вырезанную старославянскими буквами. По краям доски лежат львы с гривами подобными солнцу. На боковых фасадах дома как бы плывут русалки-берегини или, как их зовут в Городце, «фараонки». Дома, украшенные глухой городецкой резьбой, можно увидеть по улицам М.Горького, Новой, в Нижней Слободе, а также в деревнях Городецкого района.

Особой известностью пользовались плотницкие деревянные игрушки, которые делали в окрестностях Городца, в деревнях Яковлево, Сумино, Ельзелькино. Эти игрушки отличались своей красотой и нарядностью. Здесь делали коней, запряжённых в возок и тройкой в карету. Городецкие «упряжки» достигли необычайной декоративной выразительности и большой экспрессии движения.

Другим центром плотницкой игрушки было село Курцево и близлежащие деревни, расположенные по берегам речки Узолы. Здесь делали особый вид кукол — плоских с лицевой стороны и объёмных с другой. Типажи этих кукол очень разнообразны. Тут и детские персонажи, и девушки с кошками, и влюбленные пары, и строгие староверы, и разряженные мещане. Мастера-игрушечники применяли в своей работе самые примитивные инструменты: топор и нож. Ими раскалывали на плахи дерево. Позднее стали применяться несложные стамески. Раскраска игрушек осуществлялась клеевыми и анилиновыми красками с помощью простой кисти и нередко прямым погружением игрушки в горшочек с разведенной краской.

Плотницкие деревянные игрушки были самым дешёвым видом изделий, их изготовляли в больших количествах. Необходимость удешевить свой товар заставляла мастера отказываться от деталей, что придавало игрушке некоторую лаконичность, а отсюда и своеобразие. Подлинное искусство игрушки, воплотившее в себе как традиции и обычаи народа, так и его чаяния и настроения сегодняшнего дня, отличается и подлинной декоративностью.

Другим настоящим шедевром народного творчества являются резные пряничные доски. Это специфическая форма резьбы существовала во многих местах центральной России, но пожалуй только в Городце она стала подлинным искусством. Непременной технической принадлежностью для приготовления пряников служили резные доски, которыми формовали, то есть печатали лицевую сторону пряников, отсюда и название «печатные пряники».

Пряничные доски всевозможных размеров и различной сложности резались из хорошего выдержанного материала (береза, груша, липа). Они выполнялись в контррельефе с применением оригинальной мелкоузорной выемчатой резьбы. Изображения, которые резались на пряничных досках, были необычайно разнообразными. Они сохранили в композиции древние образы птицы павы, сирина, коня, древа жизни.

Народный мастер поэтически обобщал и художественно осмысливал окружающий его мир. На пряничных досках изображались сказочные дворцы-хоромы, всадники с саблями, павлины, рыбы, а позднее пароходы и паровозы.

В XIX столетии пряничное производство в Городце ещё более развилось. Городецкие пряники в огромных количествах продавались на Нижегородской ярмарке, откуда они расходились и славились по всей России. В середине XIX века в Городце выпекалось ежегодно до 10000 пудов пряников и до тридцати сортов различных по величине и вкусу: медовые, мятные, на патоке и с другими пряностями. В старину в Городце был целый «пряничный ряд», где продавались городецкие пряники в своеобразных лубяных коробках.

По случаю коронации царя Николая II и царицы Александры Федоровны городецкие купцы старообрядцы подарили им пудовый пряник.

В настоящее время в Городце сохранилось пряничное производство, которое продолжает старые традиции. А пряничные резные доски являются великолепными образцами декоративно-прикладного искусства и хранятся в собраниях многих музеев страны.

В XVIII веке возникает центр производства прядильных донец в окрестностях с. Городца, в деревнях Узольской долины: Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XIX в. по архивным документам в этой местности донечным промыслом занималось 34 семьи, в которых насчитывалось около 70-ти мастеров.

Народные умельцы уделяли особое внимание украшению донец резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, её берегли и хранили.

Городецкая прялка имела свою особенность. Гребень и донце у неё были разъёмные и пряха, окончив работу, могла вынуть гребень, а донце повесить на стену, что украшало избу. Для украшения донец мастера пользовались своеобразной техникой-инкрустацией, в народном искусстве очень редкой. Фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующие по форме углубления. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и не сложным инструментом, народные умельцы превращали донце в картину, декоративное панно.

Декоративное оформление городецких прядильных донец возникло со второй половины XVIII в. «Катанье в карете» было, пожалуй, одним из ранних сюжетов прядильных донец. Изогнув шею, мчится конь, впряжённый в карету. На облучке восседает кучер, натянув вожжи, он с трудом сдерживает ретивого коня.

Богаче и выразительнее стали донца, когда мастера применили ещё и подкраску. Яркое сочетание жёлтого фона с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донца нарядными и красочными.

из книги:
Горячев В.А. Древний Городец «Малый Китеж». - М., Фонд им.С.Столярова, 2002.

Категория: МУЗЕЙ | Добавил: Сергей (20.02.2009) | Автор: ГОРЯЧЕВ В.А.
Просмотров: 3853