Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 20:00
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

Виды деталей резных украшений дома. Судовая резьба на крестьянских домах
Своеобразие русского искусства и его высокий уровень были обусловлены историческими факторами, связанными как с территорией распространения резьбы, так и с условиями жизни населения Верхнего Поволжья.

Будучи непосредственно связанной с развитием судостроения и его квалифицированными мастерами, судовая резьба получила наивысший расцвет в селениях потомственных плотников, из поколения в поколение совершенствовавшихся в искусстве украшения судов.

Высокий уровень развития экономики приволжских районов, отразившийся на материальных и культурных условиях жизни крестьянства, создал благоприятную базу для распространения этой резьбы на крестьянских постройках. Появившись первоначально в районе Верхнего Поволжья, судовая резьба распространилась впоследствии далеко за его пределы, причём каждый новый район дал свой вариант этой резьбы. Однако наиболее художественные образцы мы находим в старых центрах её возникновения — Владимирской и Нижегородской губерниях.

По сохранившимся памятникам, появление судовой резьбы на крестьянских домах относится к началу XIX века, когда она полностью повторяет мотивы и технику корабельных украшений. Расцвет этого искусства падает на середину XIX века, что связано с переключением судовых резчиков только на украшение построек.

С повышением художественного мастерства и усложнением узора резьба эта приобретает большую орнаментальную пышность, которая отвечает стремлениям зажиточной крестьянской верхушки — богатством украшений выделить свои дома среди прочих построек деревни. Поэтому наиболее совершенные образцы резьбы периода её расцвета мы находим на жилищах зажиточных крестьян, начавших строиться особенно в послереформенное время.

Резные узоры на этих постройках достигают большого художественного мастерства и приобретают большую выразительность, особенно в изображениях фантастических существ. Несмотря на общность основных мотивов и техники, образцы резьбы отражают индивидуальные черты исполнителей. Благодаря этому мы различаем их не только по времени и районам, но и по отдельным мастерам.

Древние фантастические сюжеты орнамента наблюдательный резчик умел соединить с окружающей его действительностью, делая таким образом далекие ему изображения более близкими и понятными.

Резные украшения крестьянского дома изменялись вместе с развитием самой постройки и её конструкций. Судовая резьба, появившись вначале как украшение карниза, постепенно заполняет все детали украшения дома, вытесняя старый тип геометрической резьбы.

Расцвет этой резьбы связан с периодом преобладания в крестьянском строительстве толстых тёсаных досок, которые давали возможность делать очень высоким рельеф резьбы при такой же толщине фона узора. С внедрением продольной, а затем циркульной пилы для распиловки теса толщина его в продолжение второй половины прошлого века всё более уменьшалась. Параллельно с этим снижался рельеф резьбы, измельчался её рисунок, постепенно переходя в прорезь.

Прорезная резьба, благодаря дешевизне материала и лёгкости его обработки, распространилась в качестве украшения крестьянских изб в конце XIX- начале XX века, вытеснив рельефную резьбу.

Из книги:
Жегалова С.К. Русская деревянная резьба XIX века. Украшения крестьянских изб Верхнего Поволжья.- М., Советская Россия, 1957.

(с сокращениями)

Категория: МУЗЕЙ | Добавил: carver (28.11.2008) | Автор: ЖЕГАЛОВА С.К.
Просмотров: 1354