Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 18:03
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

3. Нижегородская резьба
Наряду с лобовыми досками важнейшей частью декора избы являлись наличники окон. Наличники красных окон с раскрытыми ставнями, тесно примыкавшие своими навершиями к лобовой доске, образовывали на переднем фасаде сплошной декоративный пояс, занимавший верхнюю половину сруба. Наличник окна светёлки, и на форму и на резьбу которого мастер обращал особенное внимание, был как бы завершением декора в целом и центром декорации фронтона.

И формы наличников и резьба ни них всегда находившаяся в стилевом единстве с резьбой на лобовых досках, имели чёткие порайонные различия.

Основные типические признаки наличников красных окон северо-западных районов это удлинённые пропорции, высокое очелье с тщательно разработанным массивным речным карнизом (сандриком), узкая репная доска внизу, выступы вертикальных брусьев рамы под ней с «капельками», обязательно закрывающиеся ставни из простых или с лёгким фигурным рельефом филёнок.

На высокой доске очелья обычно разрабатывалась резная композиция, состоявшая из какой-либо центральной фигуры (подобие вазы, копьевидного листа, переплётов стебля), от которой отходят два завитка, вполне подобных но стилю тому или иному виду резьбы, принятому для декора. Очень часто в северо-западных и северных районах на очелье вырезались фигуры «фараонки». птицы Сирин, павлина и т.д.

Иногда на памятниках 40-50-х годов резной узор очелья ограничивался лишь овальными и круглыми розетками, которые позднее вместе с резным ромбом почти всегда украшали нижнюю, узкую доску наличника.

Карниз-навершие наличника делался значительно шире доски очелья и вместе с доской-крышей, его покрывавшей, далеко выступал в стороны и вперёд. Навершне во всех случаях в той или иной степени покрывалось мелкой резьбой из киматиев, сухариков, ионик и т.д. На ранних памятниках оно было сплошным, прямым, расширяющимся вверх брусом, но приблизительно с 60-х годов начинает делаться раскрепованным, а над боковыми брусьями наличника образуются капители, иногда очень узкие внизу и широкие вверху, поддерживаемые резными, изящными по рисунку волютами.

Ту же форму и ту же резную декорацию несли наличники северных районов, однако по своим пропорциям они были заметно приземистее за счёт уменьшения высоты доски очелья и оконного проёма.

Описанная форма типична для северо-западных районов, но здесь встречались и другие формы наличников, напоминавшие обрамления окон барочного характера с фигурным, вытянутым вверх навершием на культовых и гражданских сооружениях конца XVII – начала XVIII столетия.

Ещё более приземистыми, чем в северных районах, выглядели наличники на юго-востоке. Доска очелья здесь делалась или равной, или чуть выше нижней доски наличника. На ранних памятниках очелье оставалось гладким, а над ним нависало тяжёлое, покрытое узкой доской навершие, на котором вырезался соответствующий стилю декора орнамент, обычно из расходящейся от центра в обе стороны прямой ветви, опушённой листьями. Ещё ранее, как можно судить по некоторым памятникам, навершие украшалось узором из кружков, сухариков и других несложных геометрических фигур.

К 70-80-м голам резной узор наличников становится заметно богаче. На доске очелья появляется резьба или в миниатюре повторяющая орнамент лобовой доски, или более простая, состоящая на круглого цветка с отходящими в обе стороны листьями. На боковых брусьях наличника прикрепляются точёные полуколонны, венчающиеся широко расходящимися вверх капителями, покрытыми узорами из неглубоких порезок геометрического характера.

Всё чаще и чаще, так же как и на северо-западе, навершие покрывается доской, далеко выступающей за пределы наличника, и украшается узорной лентой из иноник вперемежку с листочками и с небольшими волютами на концах. К 90-м годам на навершии и доске очелья помещаются прихотливо вырезанные и тщательно моделированные накладные узоры. Это уже начало перехода к другой системе декора из моделированной пропиловки.

Типичными для юго-востока являются в большинстве своём чисто декоративные (незакрывающиеся) ставни, в 60-70-х годах сплошные, с фигурными рельефными филёнками или же украшенные вертикальной пирамидальной ветвью, часто вырастающей из вазона.

Начиная с 80-х голов в юго-восточных районах появляются ставни в виде красиво изогнутой волюты, опушённой листьями, оканчивающейся гроздью винограда и выходящей из крутого спирального завитка, опирающегося на прямоугольную украшенную резьбой доску, обычно с изображением круглого цветка с отходящими от него длинными листьями.

При перспективном фронтоне и при усложнённом орнаменте четвёртой группы на сплошных досках ставен обычно вырезалась напоминающая виньетку композиция из сплетённой в петлю лозы и отходящих от неё широких, узорных листьев вперемежку с виноградными гроздьями.

Само собой разумеется, что наряду с описанными наиболее типичными формами наличников и их декора встречались и очень простые, резьба на которых ограничивалась несложным орнаментом на листьев.

В северо-западных районах до 60-х годов на нижних этажах двухэтажных изб, как уже указывалось, наряду с центральным красным окном прорубались по обе его стороны волоковые окна. Они были также на боковой стене избы,. примыкавшей к печи. Как реликтовый элемент архитектуры эти окна несли на себе и примитивный орнамент, выполненный в технике выемчатой резьбы. Пожалуй, во всех случаях на наличниках волоковых окон вырезались два полукружии, изборождённые лучами; дли этого солярного орнамента древнего происхождения приспосабливалась и форма самого наличника. Иногда круг-«солнце» вырезался и на ставенке.

Ещё более, чем в наличниках красных окон, порайонные различии наблюдаются в форме и в декоре наличников окон светёлок. Здесь в стилевом отношении также объединяются северо-западные и северные районы, где эти наличники в своей основе совершенно одинаковы.

При полном отсутствии или при минимальном количестве резных досок на фронтоне в северо-западных и северных районах наличники окон светёлок являлись единственным или главным его украшением, занимая в среднем одну треть его площади.

Опираясь основой-стилобатом на крышу карниза, наличники поднимались вверх так, что нижние углы их фронтончиков прикасались к обшивке свеса кровли. Они своей формой как бы повторяли очертания всего строения, создавая своеобразный ритмический эффект.

Наличники светёльчатых окон в северных и северо-западных районах представляли довольно солидное сооружение, как бы модель портика классического вида, состоявшую из сплошного или раскрепованного монументального основания, стоящих на нём четырёх колонок, поддерживающих также раскрепованный антаблемент, прорезанный посередине круглой или килевидной аркой, занимающей большую часть фронтончика. Всё это значительное по объёму сооружение отодвигалось в той или иной степени от оконного проёма трёхчастного окна.

Можно наметить два варианта резьбы наличников светёлок. На более ранних памятниках (до 60-70-х гг.) доски и антаблемента и стилобата украшались но преимуществу лишь круглыми розетками и ромбами с характерными запивающимися в разные стороны усиками на острых углах, исполненными в технике выемчатой резьбы. Позднее (к 80-м гг.) на светельчатых наличниках начинают прочно занимать место самые разнообразные сказочные существа, а также львы, павлины, позднее двуглавые орлы. Нередко на нижнюю доску наличника переходило изображение даты постройки и инициалов хозяина избы. Богато украшался мелкими порезками передний обвод арки, а внутри её помещалось вырезанное в горельефе «сияние». Углы, образованные фронтончиком и аркой, занимали обычно три листа, похожие на пальметты.

Особенно изящны по пропорциям были наличники светёлок при высокой кровле. Так же как и наличники красных окон, в северных районах наличники светёлок делались и меньше и приземистее, но и там и здесь они являлись завершающим элементом всего декора избы.

Как отступление от очень стойкого типа нужно отметить встречающиеся лишь в Сормове и в некоторых близких к нему селениях наличники в виде толстого валика над полукруглыми чердачными окнами, покрытые довольно крупными прорезками. В том же Сормове встречаются в большом количестве и наличники «классической» формы, кстати, очень поздние начала нашего века.

Иными были наличники чердачных окон или светёлок в юго-восточных районах. Как можно заключить по наиболее старым памятникам, в 30–40-х годах на тимпане прорезалось лишь очень небольшое полукруглое окошечко, обрамлявшееся отходящими от него лучами. В дальнейшем, когда окна светёлок стали прямоугольными, их наличники начали повторять и форму и резной убор наличников красных окоп.

К 80-м голам в юго-восточных районах наличники светёльчатых окон вместе с количественным увеличением декора на избе начинают делаться всё более и более пышными и по форме и по резным украшениям. Окна становятся широкими, трёхчастными, венчаются фронтончиком, сплошь заполненным резьбой, появляются полуколонки, разделяющие окна а по бокам, как и у красных окон, ставни-волюты.

Наиболее пышными становятся наличники в конце 80-х и в начале 90-х годов, когда входит в моду перспективный фронтон и сложный по рисунку орнамент на досках. Наличники напоминают теперь по своей форме небольшой киотик. Они завершают богатую декорацию перспективного фронтона. Широкие резные доски, занимающие фронтон, оставляют мало места для наличника, и поэтому он становится всё меньше и меньше. Орнамент его навершия, или очелья составляется из сложного переплетения виноградной лозы и гроздьев винограда, обрамлённых сверху стеблем, покрытым мелкими листочками.

из книги:
Званцев М.П. Нижегородская резьба. - М., Искусство, 1969.

Категория: МУЗЕЙ | Добавил: carver (28.11.2008) | Автор: ЗВАНЦЕВ М.П.
Просмотров: 1538