Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 21:17
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

2. Нижегородская резьба
В основу нижегородской глухой резьбы народными художниками был положен растительный орнамент, главная тема которого разрабатывалась преимущественно на лобовых досках и па досках фронтона.

На этих главнейших деталях орнамент имел, за ничтожными исключениями, единую схему — ею была плавная волнообразно нагибающаяся ветвь с ритмично отходящими в обе стороны закруглёнными отростками, образующими при своём окончании спиралевидный завиток, который заканчивался круглым цветком, подобием плода, виноградной кистью или же листом того или иного рисунка.

Орнамент на лобовых досках, а иногда на досках фронтона дополнялся вкомпонованными в него надписями, изображениями дат, ваз, бантов, сказочных существ (главным образом в северо-западных районах).

Орнамент на лобовых досках можно разделить на четыре группы, при единой схеме имеющие различия и в деталях и в композиции. Кратко можно сказать, что различие между этими группами состоит главным образом в постепенном, если так можно выразиться, «затемнении» мотива волнообразной ветви.

Орнамент первой группы, возможно бывший отправным для развития орнаментов остальных групп, характеризуется ясным рисунком волнообразной сочной ветви, почти на всём своём протяжении покрытой сравнительно небольшими трёхчастными листьями с чётким ритмом отходящих в обе стороны завитков, со стеблем, показывающимся иногда лишь на самом конце завитка перед завершающим его цветком, плодом или кистью винограда. Этот орнамент был распространён во всех районах Нижегородской губернии, но свой поистине классический вид он подучил в нагорных, правобережных селениях в 70-80-х годах прошлого столетия.

Во второй группе орнамента остаётся чётким и ясным волнообразное течение ветви, но листья, покрывающие стебель, становятся крупнее и площе. Они гуще покрывают доску и кажутся распластанными на ней. Завиток, отходящий от основного стебля, заканчивается расширяющимся к концу трёхдольным листом или концом стебля, чуть покрытым мелкими листиками.

Эта группа была распространена лишь в северо-западных районах, но доски с подобным орнаментом встречены и в самом Горьком, в бывшем селе Сормове, ныне Сормовском районе города.

Наиболее ранняя дата на орнаменте второй группы относится к 40-м годам (деревин Сельцо, Городецкого района), саман поздняя — к 70-м годам (Городец).

В третьей группе орнамента рисунок волнообразной ветви значительно усложнён прихотливыми извивами голого стебля, сплетающегося в сложные фигуры, заходящего на соседние завитки. Листья отходят от основной ветки на тонких, извивающихся стебельках, они пышны, тщательно детализованы и заполняют, казалось бы, все свободные места, но, несмотря на это, везде чётко прослеживается гладкий фон доски.

Исчезают в центре завитки круглые цветы и плоды. Завиток заканчивается обычно трёхдольным большим листом, сидящим на голом стебле. Плоды, напоминающие гранаты, изредка ещё встречаются, но уже сидят на ветви без системы. Переплёты стебля, сложные ни рисунку листья, гладкий фон доски становятся главными элементами орнамента, главным его мотивом, а в переплёты вкомпоновываются фигуры льнов, сказочных персонажей и даты. Эта усложнённая орнаментация возникает не сразу, развивается постепенно и к третьей четверти XIX столетия достигнет своего апогея.

Орнамент четвёртой группы имеет резко ограниченные пределы распространения — это современный Лысковский район Горьковской области, с тяготением к востоку по течению Волги и юго-востоку.

По сохранившимся памятникам и памятникам, зарегистрированным в 1930-е годы, можно проследить постепенное развитие орнамента четвёртой группы и, наконец, почти полный отход его от основной схемы.

Так же как и во второй группе, здесь начинает усложняться рисунок завитка стебля, отходящего от основной ветви. Он заплетается в верёвочку, при переходе из завитка в завиток образует сложные узорные петли; листья пышнее и сложнее по рисунку, но их становится всё меньше и меньше. Круглый цветок в центре завитка превращается в многолепестковый, листики его заостряются, постепенно он заменяется пышной гроздью винограда. Всё менее заметен фон, всё чаще декоративный эффект строится на бесконечных, трудно расшифрованных переплётах стебля, который вместе с цветками и гроздьями винограда сплошным узором покрывает всю плоскость доски. Рельеф в некоторых случаях почти не моделируется (стебель), а на позднейших памятниках моделирован очень тщательно.

На досках с подобной резьбой создаётся особо прихотливая игра света и тени, почти не теряющая этого эффекта даже при отсутствии прямых солнечных лучей. Орнамент, очень измельчённый в своих формах, напоминающий сложно сплетённое кружево, кажется не вырезанным, но точно отлитым из дерева.

Четвёртая группе — это как бы барочный период в развитии глухой резьбы. Красивая сама по себе, она резко контрастирует с лаконичными формами избы, со спокойной округлостью брёвен, с чёткими прямыми линиями карнизов и свесов кровли.

Четыре схематично намеченные группы орнамента, в основе которого лежит волнообразная ветвь, или ясно выделяющаяся по рисунку, или в той или в иной степени замаскированная, являются наиболее типичными и наиболее распространёнными в глухой резьбе.

Но помимо них встречены, правда, в ничтожном количестве, доски, орнамент которых построен по иной схеме. Так, например, в селе Безводном Кстовского района была обнаружена доска с орнаментом из полурозетт. Подобный же орнамент был зафиксирован Е.Белоусовой в деревне Матренино Городецкого района.

По альбому М.Каврайской можно судить, что резьба, уже совершенно подобная безводнинской, была зарисована художницей в деревне Ялушеве Алтырского уезда, Симбирской губернии ныне Чувашская АССР.

На основе этих трёх примеров вполне можно предположить, что орнамент из полурозетт в какой-то степени, может быть, очень малой, был распространён и на северо-западе и на юго-востоке Нижегородской губернии.

Только в Семёновском районе встречен на лобовой доске орнамент из двух перевивающихся стеблей, в извивах которых помещены большие круглые розетты. Подобная доска находилась в 1950-х годах в деревне Зименки. Этот орнамент в основном подобен орнаментам на вереях ворот в северо-западных районах.

В том же Семёновском районе и в тех же Зименках Е.Белоусова зарисовала на узкой лобовой доске дома Тараканова, постройка которого, по сведениям Е.Белоусовой, относится к 1817 году, орнамент из извивающейся в виде змейки ленты.

В Семёновском же районе, в деревне Осинки, на избе 1877 года встречен орнамент уже совсем необычного рисунка. Он состоит из ритмично расположенных листьев, напоминающих раскрытые разного размера веера, выходящие из завитого в колечко стебля. На одном конце этой доски вырезана слабая по исполнению фигура львицы, а на другом дата.

Ещё один не совсем обычный орнамент встречаем на доске из деревни Кокореково Лысковского района. Здесь мы, видимо, имеем дело с упрощением обычной схемы. Ветвь с завитками превратилась в грубо моделированные круги, покрытые изнутри листьями и с цветком посередине. Эта доска была явно перенесена откуда-то на бедняцкую избу и обрезана, как это можно судить по её размерам.

Следует заметить, что и среди намеченных четырёх групп орнамента встречается ряд модификаций, затрагивающих, однако, лишь детали: или стебель ветви покрывается ногтевидными портиками, или весь стебель (в третьей группе) украшается мелкими кудрявыми листиками, или листья прикреплены к стеблю на некотором расстоянии один от другого, или же, наоборот, находит друг на друга, а иногда и сливаются в один широкий лист и т.д.

Только на немногих памятниках резьбы орнамент на лобовой доске представляет непрерывно идущую ветвь. Как правило, ветвь разделяется на две половины, отходящие от какой-либо фигуры, даты или надписи, помещавшихся в середине доски. Однако, если в центре доски вырезана дата, обведённая рамкой, то чаще всего по обе стороны этой рамки изображаются две самостоятельные ветви с идентичной центральной фигурой.

Эта последняя отмеченная особенность в построении орнамента на лобовой доске относится в преобладающей степени к северо-западным и северным районам. В юго-восточных районах ветвь орнамента, имея в центре фигуру (круглый цветок, позднее бант или вазу, тянется по доске в обе стороны от неё непрерывной лентой.

Если изображении даты, представлявшие собой центр или начало и завершение композиции, являются обычным декоративным и мемориальным элементом во всех районах бытовании нижегородской резьбы, то фигуры сказочных персонажей встречаются главным образом в северо-западных районах. На севере и на юго-востоке вырезались преимущественно львы, причём почти обязательно изображённые в профиль.

Для юго-восточных районов наиболее характерным является помещение на концах доски даты и надписи «года», а в центре начинающей орнамент фигуры; часто вместо даты на концах доски вырезались разной величины круглые, «махровые» цветы.

Вся эта намеченная схема композиции орнамента (за исключением изображении и дат) полностью относится и к резным фризам на боковых фасадах.

Помимо лобовой доски большую роль в декоре нижегородских изб играли резные доски, составлявшие и украшавшие карнизы, обрамлявшие фронтон. Особое значение эти последние приобрели в 80-90-х годах в юго-восточных районах.

На фронтальных досках карниза, на крыльях, на досках, дополнивших в некоторых случаях лобовую, по большей части резался в различных вариантах орнамент из находящих друг на друга листьев. Нижнюю доску карниза («денце»), если только она не оставалась гладкой, заполняли массивные прямоугольники-триглифы, валютообразные листья или листья, расходящиеся из центра и как бы вписанные в квадрат, круглые розетты. Узкие доски (флинтусы), примыкавшие к лобовой со стороны карниза или соединявшие тесины и закрывавшие щели между ними, украшались иониками, киматиями, змейками. Все эти украшении имели поистине бесконечное количество вариантов, которые не представляется возможным описать и проиллюстрировать.

В характере орнамента резных досок фронтона можно наметить порайонные и хронологические различия.

В северо-западных районах любимейшим и постоянным их украшением в основном были ромбы вперемежку с розеттами. Доски, закрывавшие концы слег на свесе крыши, как и нижние доски карниза, украшались «триглифами» и розеттами. Этим и ограничивался декор фронтона избы на северо-западе, и это понятно: ведь здесь основным декоративным элементом на фронтоне был наличник светёльчатого окна.

В юго-восточных районах до 60-70-х годов декор фронтона был предельно скромен и лишь с 70-х годов начинается его усложнение. На досках, обрамлявших фронтон, стал повторяться в упрощённых вариантах орнамент лобовых досок, а при переходе к перспективному фронтону эти доски несли на себе и более усложнённый узор. Доски, составлявшие непосредственно перспективный фронтон, украшались главным образом различно варьировавшимися и по величине и но характеру резьбы ромбами.

из книги:
Званцев М.П. Нижегородская резьба. - М., Искусство, 1969.

Категория: МУЗЕЙ | Добавил: carver (27.11.2008) | Автор: ЗВАНЦЕВ М.П.
Просмотров: 1371