Категории каталога

МУЗЕЙ [57]
ПРАКТИКА [15]
БИБЛИОГРАФИЯ [1]




Суббота, 18.05.2024, 18:45
Резьба, без которой нет Городца
Веку долгого, Мастера!
Каталог статей


Главная » Статьи » МУЗЕЙ

1. Нижегородская резьба
Своеобразная архитектурная декорации крестьянских изб Нижегородского Поволжья XIX столетия, главнейшим элементом которой являлась «глухая» (так её называли в отличие от пропильной, ажурной), или «долблёная» (так её называли по технике исполнения), резьба не сразу возникла в своём совершенном, классическом виде; она прошла ряд достаточно чётко намечающихся этапов, имеющих и хронологические (в первую очередь) и некоторые порайонные различия.

Следует отметить, что процесс создания этой новой архитектурной декорации занял сравнительно небольшой отрезок времени, и это обстоятельство, редкое для народного искусства, помимо причин социально-экономического порядка, может быть объяснено только тем, что новая форма декорации возникла не на пустом месте. Она плодотворно использовала принцип композиции резного убора крестьянской избы, создававшегося на протяжении по крайней мере двух предшествующих столетий.

Большинство исследователей народного зодчества связывают появление в нижегородской деревне новых форм архитектурной декорации, где глухая резьба становится доминирующей, с изменением конструкции кровли.

В XVIII столетии и ранее избы крылись кровлей на самцах. При этой системе покрытия передний и задний фасады постройки складывались сплошь из брёвен, от самого нижнего венца, лежавшего на «курицах», или валунах, и до «конька» крыши.

Декор фасада избы при кровле на самцах был предельно лаконичен и не мог быть иным. Сплошной фронтон здания из округлых брёвен с ритмичной игрой света и тени на нём не только сам по себе был красив, но по своей природе не давал места широкому развитию резной декорации.

Резьбой украшались только немногочисленные доски, расположенные на фасаде и нёсшие служебные функции. Это были «крылья», закрывавшие торцы выступавших из-под кровли слег, «подкрылки», прикрывавшие торцы верхних брёвен сруба, узкие, фигурно вырезанные с одного края доски-тяги, соединявшие два ската кровли. Покрывались скромными порезками наличники волоковых окон, а в дальнейшем появился и стал важным декоративным пятном на фасаде наличник «красного» окна, украшавшийся, как и всё ранее перечисленное, «выемчатой» резьбой низкого рельефа. Другими словами, резьба покрывала (причём далеко не полностью) лишь доски, на которых она только и могла быть вырезана, брёвна резьбой не покроешь.

Избы с кровлей на самцах продолжали сооружаться почти до середины прошлого столетия, но уже с первых десятилетий XIX века в практике деревенского строительства всё чаще и чаще начинает применяться сооружение кровли на стропилах.

Первое время, а в некоторых случаях вплоть до 60-х годов прошлого столетия на избах с новой конструкцией кровли принцип декорировки не изменялся. Система декорации в той или иной степени повторяла прежнюю и иногда, по чисто экономическим причинам, сводилась к минимуму.

Композиционные изменения в резном уборе при введении стропильной конструкции начались с малого. Наглядным примером в этом отношении является изба, стоявшая в деревне Михайлове Ильино-Заборской волости Костромской губернии (ныне Ковернинский район Нижегородской области), фотография с которой в 1915 году была опубликована костромским краеведом В.И.Смирновым.

Здесь при наличии старой, причём очень типичной композиции резных украшений появилась новая знаменательная деталь: горизонтально протянутая узорная доска, маскирующая переход от бревенчатой стены сруба к гладкому дощатому щипцу.

Несмотря на явное маскировочное назначение, эта доска в первую очередь несёт не декоративную, а служебную функцию: она признана плотнее соединить верхний венец сруба с нижней доской фронтона. Совершенно логично и появление на ней резного узора: простая, без украшений, она смотрелась бы на фасаде чуждой, инородной деталью.

С течением времени в этой новой архитектурной детали, отнюдь не теряющей своей служебной функции, всё более и более усиливается декоративное начало. Возникает целый набор узких фигурных досок, находящих одна на другую, возникает фриз, который постепенно становится частью карниза, и, наконец (что для нас является самым интересным и самым важным), этот набор узких досок заменяется одной широкой доской, на которой впервые появляется глухая резьба. Эта доска у деревенских строителей получает название «лобовой», «красной доски», «очелья». Лобовая доска, составляющая часть карниза, покрытая резко выделяющейся рельефной резьбой, кардинально изменила внешность фасада избы.

В декоративном оформлении избы карниз с лобовой доской становится доминирующей деталью: он резко разделяет фасад на две части — сруб и кровлю. Теряются прежняя органичность и монументальность, создававшиеся сплошной бревенчатой кладкой. Лобовая доска вместе с украшенными резьбой наличниками утяжеляют в декоративном отношении сруб, и от этого ещё более лёгким кажется дощатый, гладкий фронтон, хотя его по-прежнему обрамляют резные крылья. Возникает необходимость восстановить зрительное равновесие, и постепенно фронтон псе более и более начинает заполняться резной декорацией: появляется богато украшенный наличник окна светёлки, появляются резные доски, обрамляющие треугольник фронтона, оформляются резьбой с внутренней стороны свесы крыши, и к 80-м годам декорация фронтона усиливается до такой степени, что найденное равновесие в декорации фасада опять явно нарушается.

Как уже было сказано выше, процесс изменения и усложнения резного убора изб с двускатным покрытием может быть разделён на ряд этапов, имеющих и хронологические и местные варианты.

На первом этапе расположение репных украшений на фасаде избы остаётся традиционным, но, прикрывая полтора или два бревна верхних венцов, закрывая переход от бревенчатой стены избы к дощатому теперь фронтону, над наличниками окон на фасаде протягивается лобовая доска. Лобовая доска ставится по отношению к фасадной стене избы под некоторым углом, упираясь своим нижним краем в одно из брёвен верхних венцов. Такое её положение удержалось до 70-х годов прошлого столетия, однако только в юго-восточных районах области. В северо-западных районах уже к 40 50 м годам лобовая доска принимает вертикальное положение.

На первом этапе во многих случаях концы крыльев и подкрылков в силу традиции покрываются ещё прорезью и плосковыемчатой резьбой, а под лобовой доской протягиваются узкие вырезанные доски. Такие же фигурные доски, как и прежде при самцовом покрытии накладываются на крылья, и на их стыке, как и встарь, помещается хитро вырезанная, ажурная «ветреница».

Карниз с наклонно поставленной лобовой доской дожил в восточных районах области до 70-х годов. Это, однако, не была просто законсервированная форма прежнего расположения резного убора, нет, она развивалась: в селениях, в особенности близко расположенных к Нижнему Новгороду, рельефный фриз стал составляться из двух, трёх, даже из четырёх досок, как это было сделано, например, на избе в селе Безводном.

Другая картина наблюдалась в северо-западных районах. Лобовая доска, поставленная вертикально, пришитая огромными баржевыми коваными гвоздями к верхним венцам, стала дополняться небольшими досками, закрывавшими изнутри выступавшие на переднем фасаде концы повальных брёвен. Таким образом получался своеобразный декоративный триптих.

Уже на первом этапе, в особенности в северо-западных районах, глухая резьба перебирается на фронтон избы. Трудно установить здесь начальную дату. Видимо, для северо-западных районов она должна быть более ранней, чем для восточных. В восточных районах даже в 70-80-х годах очень часто фронтон оставался без всяких украшений.

В первую очередь начинают появляться доски, обрамляющие треугольник фронтона, сначала с двух верхних сторон, а затем и с нижней стороны. Одновременно с этим в северо-западных районах пышное развитие получает наличник окна светёлки. И окно и наличник делаются трёхчастными, наличник имеет обычно раскрепованный фронтончик или арочку на колонках.

В тех же северо-западных районах важной деталью декорации становятся наличники красных окон, приобретающие высокие, богато украшенные очелья со сложными карнизами.

Резная декорация, какой бы степени наполненности она ни была, на первом этапе своего развития ясно подчёркивает все основные линии сооружения: абрис крыши, очертания сруба, переход от сруба к кровле, очертания фронтона, оконные проёмы. Украшения, как и прежде, располагаются только на досках фасада, несущих служебные функции; пока ещё нет деталей чисто декоративного характера.

Второй этап в развитии композиции резных украшений связан с дальнейшим усложнением стропильной кровли, с полным переходом её на конструкцию, практиковавшуюся в городах. Количество резьбы на избе значительно увеличивается. Наряду с лобовой доской, пришитой теперь своими концами к торцам верхних венцов сруба, вторым узким фризом становится карниз, доски которого — и фронтальная и нижняя («денце») — обязательно покрываются резьбой. Резьба заходит теперь на боковые фасады избы, она покрывает доски, являющиеся как бы продолжением передней лобовой доски.

Степень украшения избы резьбой зависела от материальных возможностей хозяина. Иногда на боковых фасадах доски фриза оставались гладкими, чаше резьба покрывала их только вначале, от переднего угла избы на протяжении двух-трёх метров. Между тем на избах богатых хозяев эти доски покрывались резьбой на всём своём протяжении, в особенности если они хорошо просматривались с улицы. Торцы брёвен на переднем фасаде зашивались тёсом с трёх сторон, образуя далеко выступающие пилястры, фронтальные доски которых тоже в той или иной степени украшались резьбой.

Теперь для резчиков (особенно если хозяин не стеснялся в расходах) открывался широкий простор деятельности, и они создавали шедевры резного искусства, проявляя редкое чувство меры и художественного такта.

Таким шедевром являлся дом Мохова в селе Никола-Погост, Городецкого района. Все архитектурные детали его были украшены резьбой: фронтон (включая и наличник светёльчатого окна), лобовые доски, наличники с необыкновенно пышными очельями. Казалось, что передний и левый боковой фасады (правый был закрыт двором) покрыты резьбой сплошь, без промежутков. Большое впечатление производило разнообразие тематики, включавшей целый сонм сказочных существ и редкие в глухой резьбе изображения человеческих фигур.

Следует заметить, что на северо-западе Нижегородской губернии, в её восточных поволжских районах и на Оке наряду с общераспространёнными одноэтажными избами сооружались очень солидные двухэтажные постройки.

Двухэтажные избы по своей конструкции не отличались от одноэтажной избы. Разница были лишь к увеличении количества венцов, обычно вдвое. Но сути дела, это было развитием избы на высоком подклете, превратившемся в жилое помещение для зимнего времени. Во многих подобных избах для сохранения тепла в первой половине XIX века в нижнем этаже, на переднем фасаде, прирубались лишь одно красное и два волоковых окна, укрупнённых наличниками. В дальнейшем неё три окна нижнего этажа начали делаться большемерными — «красными».Второй этап в развитии домовой резьбы можно считать временем расцвета (40-80-е годы). В этот период резьба покрывает все доски функционального назначения, которыми подчёркиваются горизонтальные и вертикальны членения фасада и фронтона. Узор богат, но не излишен, он прекрасен в своей скромности. Изба приобретает поистине сказочный вид.

С 80-х годов в юго-восточных поволжских районах начинает развиваться сложная система декорации фронтона. По аналогии с перспективным порталом фронтон с подобной декорацией можно назвать «перспективным» фронтоном.

Конструкция «перспективного» фронтона состоит из ряда ступеней из резных досок, охватывающих с двух верхних сторон треугольник фронтона, постепенно уменьшающихся к центру где расположен небольшой наличник светёльчатого окна с необыкновенно пышной и изощрённой резьбой. Без единого промежутка покрытий резными досками фронтон становится в некоторых случаях зрительно излишне тяжёлым, он давит на сруб, не слипается органически со всем сооружением. Если добавить к этому ещё пояс плотно прилегающих друг к другу оконных ставней, богато украшенных наличников, то передний фасад избы, за исключением лишь пяти-шести нижних венцов сруба, оказывается почти сплошь покрытым резьбой. Перспективный фронтон и сплошная лента резных ставен стоят уже вне принципов народного архитектурного декора: и перспективные ступени и наглухо прикреплённые к наличникам ажурные ставни не несут служебной роли, они являются чистейшей декорацией.

Это как бы финал второго этапа развития резных украшений. Он пышен, по иногда слишком многословен.

Наряду с двускатным покрытием в нижегородской деревне, в районах бытования глухой резьбы, и на двухэтажных и на одноэтажных домах практиковалось шатровое покрытие на три ската. За немногими исключениями (на севере и северо-западе), оно было обязательным для пятистенных изб.

При шатровом покрытии отсутствовал фронтон. В конструктивном и декоративном отношениях он заменялся довольно солидным сооружением, носившим название «мезинина».

Явно заимствованный у города, «мезинин» копировал и форму (раскрепованный фронтончик с аркой, поддерживаемый четырьмя колонками, трёхчастное окно, в большинстве случаев вполне «ампирного» вида, рустовка углов) и декорацию городских построек первой половины XIX столетия. Глухая резьба на этом «мезинине» обычно занимала лишь доску, служившую основанием для колонок: несложные порезки украшали узкие доски, обрамляющие фронтончик, капители колонок и иногда внутренний обвод арки. А на самом срубе резьба занимала прежние места: резной фриз окаймлял верхние венцы фасадов, наличники беспрерывной лентой тянулись по переднему фасаду, очень часто украшали один из боковых фасадов, резьба в той или иной степени присутствовала и на пилястрах (главным образом в юго-восточных районах).

Поскольку все основные элементы декора избы при шатровом покрытии оставались на своих прежних местах, то систему украшений изб с шатровым покрытием следует отнести ко второму этапу развития глухой резьбы.

Резьбой украшается в той или иной степени и фасад въездной части двора, непосредственно примыкающий к избе и лишь слегка отступающий от красной линии. В его украшении хорошо прослеживаются местные различия.

Для северо-западных районов особенно характерными являются украшенные резьбой доски, вырезанные в виде арок в верху ворот и калиток, и толстые, прямоугольного сечения верен, снизу и доверху покрытые резьбой. В юго-восточных районах фасад двора украшался значительно скромнее. Здесь резчиками особое внимание обращалось лишь на скульптурную обработку верей. Они обтёсывались и вырезались в виде колонн с пышной капителью. Ещё проще выглядели дворы в северных районах. Обычно на полотнищах ворот накладывались солидные по толщине прямоугольники, или круги из тёса («ширинки»), покрытые несложными порезками.

Третий этап развития резных украшений падает на 1890-1900 годы. Его характерная особенность — отсутствие резьбы на лобовой доске. По-прежнему на фасаде могут ещё красоваться в той или иной степени украшенные резьбой наличники, по-прежнему (и даже обязательно для северных районов) украшается пышной резьбой наличник окна светёлки, может быть украшен фронтон, но по сравнению с прошлым в меньшей степени. А лобовая доска остаётся гладкой, и лишь на стыке её верхней кромки с карнизом протягивается узкий брусок («флинтус») с иониками.

Ближе к 900-м годам на фасаде начинают появляться наличники, украшенные пропильным орнаментом, вначале тщательно моделированным, а и дальнейшем плоским. На лобовую доску (в южных районах) накладыванием пропильные, также моделированные узоры, но в северных районах глухая резьба в прежнем своём качестве ещё декорирует наличники светёлок.

В первое десятилетие нашего века глухая резьба, за редкими исключениями, сдаёт свои позиции и повсеместно заменяется сначала моделированной, а затем плоской пропильной, господствующей и в настоящее время.

из книги:
Званцев М.П. Нижегородская резьба. - М., Искусство, 1969.

Категория: МУЗЕЙ | Добавил: carver (26.11.2008) | Автор: ЗВАНЦЕВ М.П.
Просмотров: 1952